«Бедствия войны» («Los Desastres de la Guerra») − цикл из 82 гравюр испанского художника Франсиско Гойи (1746-1828), созданных в период между 1810 и 1820 годами. Искусствоведы рассматривают эту серию как протест против жестокости подавления антифранцузского восстания 2 мая 1808 года в Мадриде, последовавшей за ним войны на Пиренейском полуострове и реакционной политики восстановленной династии Бурбонов.
Во время войны между Наполеоновской империей и Испанией, Франсиско Гойя занимал должность придворного живописца и продолжал писать портреты испанских и французских вельмож. Война очень сильно задела его, но он хранил свои чувства в себе. Когда он начал работу над серией, его здоровье ослабло, он почти оглох. Впервые гравюры были опубликованы только через тридцать пять лет после смерти художника, поскольку ранее опубликовать работы критикующие и французов, и испанских монархов было невозможно.
Название «Бедствия войны» было предложено не Гойей. Собственноручно сделанная подпись на альбоме, переданном другу, гласила − «Фатальные последствия кровавой войны Испании с Бонапартом и другие выразительные капричос» («Fatales consequencias de la sangrienta guerra en España con Buonaparte, Y otros caprichos enfáticos»). Не считая подписей к самим гравюрам, это единственные слова автора относительно цикла. Серия стала отходом от художественных традиций своего времени. Если раньше было принято окружать войну героическим ореолом, то Гойя показал катастрофическое действие войны на отдельного человека. Кроме того, он отказался от использования цвета в пользу игры света и тени. Все гравюры были выполнены в технике акватинты.
Серию условно делят на три группы по времени создания. Первые 47 работ изображают сцены войны и показывают ее последствия на солдат и граждан. Гравюры с 48 по 64-ю отражают последствия голода, обрушившегося на Мадрид в 1811-1812 годах. Последние семнадцать гравюр отражают разочарование либерально настроенной части населения, вызванное политикой Бурбонов − отменой Конституции 1812 года и противодействием реформам.
С первого по сорок седьмой лист Гойя посвятил реалистичным изображениям ужасов войны. Большая часть событий происходит после битвы: это изуродованные тела и конечности, развешенные на деревьях. И французские, и испанские войска позволяли себе издеваться над пленными, многие гравюры содержат детальные изображения подобных бесчеловечных актов. Мирные жители в то время часто следовали за армиями. Если их соотечественники побеждали, женщины и дети искали своих родных среди убитых и раненых. Если же их сторона проигрывала, то мирные жители бежали в страхе быть убитыми или изнасилованными. Собрание начинается с гравюры «Мрачные предчувствия того, что должно произойти», на которой нарисован коленопреклоненный мужчина с разведенными руками. На следующих гравюрах показаны битвы с французами, которые, по выражению критика Вивьен Рейнор, «больше похожи на казаков, колющих штыками мирных жителей», а «испанцы изображаются рубящими французов». Гравюры с 31 по 39-ю концентрируются на зверствах и находятся в одной серии с гравюрами, посвященными голоду. Другие основываются на зарисовках Гойи, в которых он разрабатывал тему гротескного изображения тел в приложении к иконографии жертв пыток. В отличие от большинства испанских художников начала XIX века, Франсиско Гойя отказывается от идеализирования воинского героизма. Хотя гравюры и основываются на классических произведениях, они изображают действующих лиц как безымянных жертв войны.
Вторая группа работ, с 48 по 64-й лист, посвящены голоду, который послужил причиной смерти двадцати тысяч человек в 1812 году. В этих офортах художник отходит от обобщенных сцен резни в безымянных областях Испании в сторону конкретного кошмара, наблюдавшегося в Мадриде.
Листы с 65 по 82-й носят название «выразительных капричос» («caprichos enfáticos»). Они были выполнены в период с 1813 по 1820 годы и охватывают период падения и возвращения к власти Фердинанда VII. На них мы видим аллегорические сцены, критикующие послевоенную политику в Испании, включая инквизицию и пытки, распространенный атрибут суда того времени. Новый режим положил конец надеждам либералов, к числу которых принадлежал и сам Гойя.
Ниже я поместил двенадцать офортов художника. Название и краткий комментарий к каждому из них можно прочитать, наведя курсор на картинку. Все изображения взяты из открытых источников.