Звездам российского телевидения не чужда тяга к прекрасному. В июне прошлого года я публиковал выдержки из интервью с телеведущим Андреем Малаховым, который рассказал о своей коллекции современного искусства. Сегодня познакомимся с еще одним коллекционером из мира ТВ − историком моды Александром Васильевым, уже много десятилетий собирающего винтажные костюмы, живопись, посуду и все связанное с культурой европейской моды. Полностью беседу с искусствоведом можно прочитать здесь.
«В моей коллекции более полумиллиона единиц хранения, представлены костюмы, аксессуары, живопись, фотографии, журналы, связанные с миром моды с XVII до XXI века. Впрочем, есть даже эскапады в Античность: например, ювелирные украшения Древней Греции и Древнего Рима. Их не так много, и это не самый главный предмет нашей гордости. Ядро коллекции − это, конечно, вещи XVIII, XIX и XX веков, связанные с европейской культурой.
Есть также русский отдел, он не так велик, как французский и английский, по той простой причине, что материальная культура России была почти полностью разрушена после 1917 года большевиками и культура костюма была почти уничтожена. За исключением, например, костюма дома Романовых, который, по счастью, сохранился в Эрмитаже и Царском Селе, а также народного костюма − но я не собираю фольклор и не занимаюсь этим. Кроме того, сохранились вещи, связанные с некоторыми знаменитостями. Например, гардероб Галины Улановой сохранился в Бахрушинском музее в Москве, гардероб Клавдии Шульженко находится в ее музее в Харькове. А вот гардероб Любови Орловой, к сожалению, не сохранился, потому что новая жена Александрова выкинула на помойку абсолютно все. Я являюсь не только коллекционером и историком моды, но и хранителем огромного количества вещей, связанных и с дореволюционным периодом России, и с советской эпохой. У меня хранится гардероб множества балерин, певиц, драматических актрис, кинозвезд. Все это находится у меня, потому что в России до сих пор нет действующего музея моды. И очевидно, он так и не будет создан.
Я ходил на поклон к четырем министрам культуры, но так и не нашел реальной поддержки. Потом мне объяснили: это вопрос политический. Разница в качестве одежды до 1917 года и после революции настолько разительна, что это не на руку никому. Достаточно посмотреть на белье дореволюционной эпохи, на мужской пиджак дореволюционной эпохи, на женское платье до 1917 года и сравнить их с советскими аналогами, чтобы понять, что преимуществ в советском строе, во всяком случае в мире одежды, точно не было. Может быть, была массовость, но это не то, что мы ищем.
Я начал собирать коллекцию, еще когда жил в Москве. Я учился во втором классе, мне было восемь лет, и я ходил по помойкам. Потому что в Москве тогда из коммунальных квартир выбрасывали целые сундуки, комоды, предметы интерьера. В коммуналках жило много дореволюционных старушек, и, как только они умирали, соседи занимали эту жилплощадь, а их вещи выбрасывали.
Потом я стал писать и расклеивать объявления, что хочу купить предметы старинного быта. Меня очень поддерживали родители, а главное, спонсировали. Мой отец был очень известным театральным художником, он мне выделял средства на приобретение, поэтому я мог постепенно пополнять свои коллекции. А потом мне уже пришлось почти заново начать собирать во Франции, когда я эмигрировал туда в 1982 году. Но до этого у меня уже была приличная коллекция мебели, фотографий, старинной живописи и особенно костюмов.
Моя мама, актриса, помогала мне все почистить, постирать, сдать в чистку: она была за гигиену. И я сейчас очень горжусь состоянием вещей в моей коллекции. У меня очень много реставраторов, все вычищенное, отпаренное и заштопанное. Это большая работа, а я им очень благодарен… В это я много вкладываю, но не жалею ни секунды.
Я бы хотел, чтобы коллекция осталась в России, хотя бы русская часть. И чтобы она была постоянно в музее, со сменными экспозициями. Я бы хотел, чтобы был создан национальный музей моды. Я считаю, что он бы получился очень достойным. Очень трудно хранить и очень трудно выставлять, тем более что часть коллекции всегда где-то на выездных выставках. У меня есть большое муниципальное стационарное хранение в Литве, на одну тысячу квадратных метров в Висагинасе. Одних только картин там около пяти тысяч, и они сейчас все в ящиках из-за того, что у меня недавно был переезд из Вильнюса. Чтобы перевезти все собрание из одного хранилища в другое, потребовалось девять доверху набитых фур.
Я постоянно выставляю различные части собрания где-то в России и на Западе. В конце прошлого года завершила работу выставка под названием «Мода и портрет» в Женеве, в Музее истории искусства. В Калининграде открыта выставка, посвященная вышивке и портретам XIX века. Надеюсь, к марту в тех краях, в Зеленоградске (это бывший немецкий королевский курорт Кранц), откроется музей курортной моды. Он разместится в очень красивом месте, в реанимированном хрущевском кинотеатре, который назывался «Янтарь», на Курортном проспекте. Экспозиция будет посвящена моде на этом курорте с XIX по конец XX века. Это очень позитивное начало музейного стационара в области моды.
Раньше мне давали помещение на ВДНХ, но пришел новый директор и сказал: «Мы будем выставлять больше сельскохозяйственной техники». Ну что я должен был сказать? Я сказал: «Вы правы». Мне объяснили, что причина − в отсутствии помещений в Москве. Знаете, есть же Музей моды городской в Гостином Дворе. Но ни разу ничего там не случилось значимого в смысле громкой или популярной выставки. Там несколько лет директором была Оксана Федорова (Бородина), теперь новый директор − журналист Ольга Михайловская. Я ее спросил: «А что вы планируете?» Она ответила: «Реорганизовать». При этом, как мне объяснили, у них нет своих коллекций. Но, если в Москве никто не пошевелится, конечно, это осядет в другом месте». Фото: © vassiliev.com.ru.