Умер Сергей Соловьев

Сегодня на 78-м году жизни скончался известный российский кинорежиссер, сценарист, продюсер и педагог Сергей Александрович Соловьев. Он был автором фильмов «Станционный смотритель» (1972), «Сто дней после детства» (1975), «Наследница по прямой» (1982), «Чужая белая и рябой» (1986), «Асса» (1987), «Черная роза − эмблема печали, красная роза − эмблема любви» (1989), «Три сестры» (1994), «Нежный возраст» (2000), «О любви» (2003), «Анна Каренина» (2009) и других. С фантасмагорической «Ассы», по-моему, и началась какая-то другая эпоха в советском кино, да и в окружающей жизни тоже…

Режиссер Сергей Соловьев, фото: © Вячеслав Прокофьев / ТАСС

«Асса» началась с провала картины «Чужая, белая и рябой». На премьеру привезли солдат − заполнять зал. Тогда я решил: надо снять так, чтобы висели на люстрах. Стал думать, где такой модуль. Вспомнил − индийское кино. А что такое индийское кино? Пожилой человек, который губит душу девушки. Она влюблена в молодого человека, которому нехороший пожилой человек со множеством денег откручивает голову. И там должны петь и танцевать. Так что «Асса» − не социальное прозрение и не мое приветствие новым временам.

Раньше, снимая, я все время думал о том, чтобы максимально набить зрительный зал. У меня в голове сидел пример неореалистов, когда люди рассказывали изысканнейшие истории, и на них смотрел весь мир. Но когда наш кинопрокат отдали американскому кино − я решил: возьму историю такую, как если бы я снимал только для себя и еще для трех человек. Вот «О любви» и смотрят сейчас пять человек − я не огорчаюсь. Идейное кино − не для меня. Кино было и остается моим способом чувственного познания мира. Если снимая картину, перестаешь ее делать для себя − она оскоплена.

Я изобрел презентацию. До «Ассы» презентаций не было. Через два года мы с Гребенщиковым объявили, что закрываем эпоху презентаций, потому что все стали презентовать неизвестно что. Но мы уже выпустили из клетки дьявола.

Отвратительно, когда думают: знаю, из кого тут цитата. Цитаты − мое личное дело. В восприятии нужна варварская интеллектуальная нищета.

Чувство полной свободы и совесть несовместимы. Все главное, что есть в жизни, − в этом страшном противоречии». Cергей Соловьев

Фото: © Вячеслав Прокофьев/ТАСС.

 

This entry was posted in Кино and tagged , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.