Зимние пейзажи Киёси Сайто

Подборка зимних пейзажей известного японского графика Киёси Сайто (斎 藤 清). В начале ХХ века он стал приверженцем нового направления в деревянной гравюре, получившем название «сосаку-ханга». В отличие от параллельного существующего движения «син-ханга», поддерживающего традиционные методы разделения труда, когда художник, резчик, печатник и издатель работали над произведением по очереди, адепты «сосаку-ханга» стремились самостоятельно делать эскиз, резать по дереву и печатать эстамп. Таким образом, самовыражение автора стало приоритетом. В 1951 году «сосаку-ханга» впервые получило мировое признание на Биеннале искусства в Сан-Паулу. Два призера выставки − Канаэ Ямамото и Киёси Сайто, превзошли всех других участников, работающих как в традиционном стиле «нихонга», так и более западно-ориентированных стилях живописи «ёга» и авангардных направлениях.

Художник Киёси Сайто (斎 藤 清), фото: KiyoshiSaitoMuseum / Facebook

Киёси Сайто родился в городе Айзубанга (префектура Фукусима) в 1907 году. Когда отец разорился, пришлось уехать на север страны, где глава семьи получил работу на шахте. После смерти матери 13-летнего мальчика отправили в буддийский храм, из которого он вскоре сбежал, чтобы посвятить себя искусству. Какое-то время занимался оформлением витрин, однако желание стать профессиональным художником привело юношу в Токио, где в 1932 году он поступил в Институт западной живописи Хонго. Сначала Сайто писал в технике масляной живописи, подрабатывал дизайнером, сотрудничал с газетой «Асахи», но в 1937 году полностью переключился на графику. В 1938 он выпустил свои первые гравюры из серии «Зима в Айдзу». Ранние работы отличались высокой степенью реализма, в них автор передавал быт жителей японской деревни.

В более зрелые годы традиционные мотивы дальневосточного искусства начинают сочетаться у Сайто с находками современных мастеров. Основным выразительным средством художника становится подчеркнутая плоскостность изображения, позволившая ему обобщить сюжет и избавить его от всего лишнего и суетного. Это упрощение придало произведениям Киёси Сайто ощущение удивительной камерности и гармонии. Он разработал свой узнаваемый стиль: сдержанная цветовая палитра, лаконичность и ясность композиции. В последние годы жизни художник создавал гравюры на темы буддизма и абстрактные фантазии, вдохновленные творчеством Пита Мондриана. Умер Сайто в 1997 году.

Важнейшая черта творчества Киёси Сайто − повышенное чувство декоративности. Мастер постоянно работал над проблемой чисто живописной выразительности своих ксилографий. Это приводило к более широкому использованию локальных цветовых пятен в сочетании с разнообразными видами фактуры, к богатой разработке тональных переходов, к постоянному введению в гравюру орнаментального рисунка волокон самого дерева. Даже обыденный пейзаж у Сайто всегда прочтен по-своему, преломлен сквозь призму индивидуального, и вместе с тем, чисто национального цветового и пластического вúдения. Посмотрите, как поэтично, почти сказочно выглядит зима в его исполнении!

Все изображения: © KiyoshiSaitoMuseum.

This entry was posted in Графика and tagged , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.