Интересные экспонаты встречаются порой в краевых музеях. Вот эта картина маслом из собрания Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых написана в 1931 году художником Алексеем Ивановичем Столбовым. Как вы помните, это был еще достаточно вегетарианский период в политической системе СССР: настоящие репрессии пока не начались, а память о внешней угрозе со стороны Антанты была свежа. Произведение Столбова выдержано в стилистике лубочной иконы, а змееборец Сталин буквально списан с Георгия Победоносца. Аллегория очевидная, но требует небольшой расшифровки. Сталин сражается с символами ушедшей, но не до конца побежденной эпохи: медведем (капитализм), двумя разъяренными львами (религия и недобитая белогвардейщина), змием, обвивающем заднюю ногу коня (внутренняя контрреволюция). В верхнем левом углу − папа Пий XI, в правом − президент Франции Раймон Пуанкаре. В годы англо-французской интервенции в Советской России были популярны демонстрации с плакатами: «Лорду − в морду!» (про Джорджа Керзона) и «Пуанкáре − получи по харе!». Соответственно, впереди, перед Сталиным − благополучное советское будущее − пионер с козой на плечах. Фото из открытых источников.
Аллегорическая композиция
This entry was posted in Живопись and tagged soviet art, Алексей Столбов, аллегория, Антанта, белогвардейцы, Вятский художественный музей, Керзон, львы, медведь, папа Пий XI, пионер с козой, Пуанкаре, советское искусство, Сталин. Bookmark the permalink.