Цифровое искусство бьет рекорды

Новости мирового арт-рынка. 11 марта аукционный дом Christie’s продал цифровую работу художника Майка Винкельманна (Mike Winkelmann), более известного как Beeple, за 69 346 250 долларов. Произведение Бипла «Everydays − The First 5000 Days» («Каждый день − Первые 5000 дней») представляет собой компьютерный коллаж в формате jpg (размер 21 069 x 21 069 пикселей). Автор на протяжении тринадцати лет ежедневно создавал по одному цифровому изображению, добавляя его в общую мозаику работы. Каждый фрагмент начинался с простых набросков на бумаге, а затем отрисовывался в графических редакторах. Тематически эти концептуальные упражнения выглядят как сатирические иллюстрации, освещающие американскую политику, интернет-культуру, мировые события и многое другое. Продажа файла на открытых торгах привлекла внимание к Биплу как к одному из самых успешных художников в мире, поскольку стоимость его опуса стала третьей по величине аукционной ценой среди произведений искусства, созданных ныне живущим художником.

Mike Winkelmann digital artwork Everydays – The First 5000 Days

Но как получилось, что обычный jpg, который легко скачивается из Интернета, возможно продать на Christie’s, торгующем искусством с 1766 года, и еще за такие деньги? Цифровое искусство имеет прочную историю, восходящую еще к шестидесятым годам прошлого века. Однако легкость копирования делала практически невозможным определить происхождение и ценность носителя. Сегодня цифровые файлы продаются в сети как NFT (non-fungible token) или «невзаимозаменяемые токены», что дает каждому такому произведению уникальную и постоянную подпись, позволяющую аутентифицировать его так же, как традиционную картину. Так возник феномен криптоискусства, а технология NFT позволяет реализовывать его через блокчейн (blockchain), как криптовалюту. Внедрение «невзаимозаменяемых токенов» дает возможность коллекционерам и художникам в равной степени проверить законного владельца и подлинность цифрового произведения искусства, зашифрованного неподдельной подписью автора и однозначно идентифицированного в блокчейне.

Первый опыт аукционного дома Christie’s с этой инновационной технологией произошел в ноябре 2018 года, когда компания зарегистрировала всю коллекцию американского искусства XX века Барни А. Эбсворта из сорока двух лотов на блокчейне «Artory». Коллекцию оценили более чем в 322 миллиона долларов, и это стало первым случаем, когда собрание такого уровня было зарегистрировано в цифровом виде. В декабре 2020 года серия Майка Винкельманна «The Complete MF Collection», состоящая из двадцати цифровых работ, была реализована за 3,5 миллиона долларов за один уик-энд. Естественно, с помощью технологии NFT. Судя по успеху продаж произведений Бипла на Christie’s, мы можем ожидать еще больше подобных историй в будущем. Фото: © Mike Winkelmann / © Christie’s (2021).

This entry was posted in Бизнес, Деньги and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.