Контроль над просвещением

9 марта Госдума РФ приняла во втором чтении законопроект о поправках в закон «Об образовании». Он должен регулировать любую просветительскую деятельность: выставки, публичные встречи, онлайн-лекции, обучающие курсы, направленные на «распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции». Для этого депутаты предложили наделить федеральные органы власти в сфере образования полномочиями по выдаче заключений образовательным организациям для координации их участия в международном сотрудничестве. В пояснительной записке говорится, что такая мера позволит не допустить «негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс». Как именно и по какому принципу будут выдавать такие заключения, в документе не уточняется. Новые нормы должны вступить в силу с 1 июня 2021 года − невзирая на протесты видных деятелей науки и образования, а также представителей музейно-художественной среды.

Пленарное заседание Государственной Думы РФ, фото: © Пресс-служба Госдумы РФ / ТАСС

Идея законопроекта, объясняют его инициаторы, в том, чтобы не допустить «реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий». Под последними авторы поправок понимают действия, направленные на дискредитацию государственной политики, подрыв конституционного строя, а также пересмотр истории. Авторы инициативы также предлагают запретить использовать просветительскую деятельность «для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов».

По мнению противников законопроекта, документ ставит под угрозу все независимые образовательные инициативы, чей взгляд на историю не отражает официальную позицию, например выставки и лекции о советских репрессиях или Великой Отечественной войне. Против принятия поправок в закон «Об образовании» выступили многие музейные работники. В начале февраля петербургские кураторы Лизавета Матвеева, Анастасия Пронина, Наталья Тихонова и директор «Музея стрит-арта» Татьяна Пинчук написали открытое письмо президенту В. Путину, председателю Госдумы В. Володину и председателю правительства РФ М. Мишустину с просьбой отклонить законопроект. Они считают, что документ носит изоляционистский характер, вводит ограничения на просветительскую деятельность и создает предпосылки к цензуре. Обращение подписали свыше тысячи художников, фотографов и галеристов со всей России.

Еще одна петиция появилась на сайте Change.org, ее инициировал ученый-астрофизик Сергей Попов. Подписанты опасаются, что принятие документа станет импульсом к вводу других ограничительных мер, которые негативно скажутся на популяризаторской деятельности в нашей стране. «Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции и т.п.», − говорится в обращении. В числе подписавших петицию − автор просветительского проекта «Совсем другой город» Ирина Стрельникова. Помимо авторских экскурсий по Москве, она устраивает онлайн-лекции по истории города. Поправки к закону «Об образовании» она называет приговором частным просветительским инициативам в России: получать лицензию на работу захотят не все, не говоря уже о том, что многие «неудобные» власти проекты будут попросту отсеяны регулятором.

Фото: © Пресс-служба Госдумы РФ / ТАСС.
This entry was posted in Общество and tagged , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.