Российские галеристы объединяются

Хорошая новость для нашего едва живого отечественного арт-рынка. Цитирую статью Анны Савицкой, опубликованную в «The Art Newspaper Russia». Надеюсь, что у галеристов с ассоциацией все получится, и личные амбиции не станут препятствием на пути возрождения российского современного искусства. В конце-концов, все это делается не только ради бизнеса, но и для художников и зрителей.

«Впервые за тридцатилетнюю историю российского рынка современного искусства отечественные галеристы смогли объединиться и создать собственную ассоциацию, чтобы совместно представлять интересы отрасли. Пресс-конференция по случаю начала работы Ассоциации галерей (АГА), созданной по инициативе группы московских галерей и Фонда поддержки современного искусства «Винзавод», прошла 26 октября в Образовательном центре Московского музея современного искусства. Участники пресс-конференции − члены правления АГА − не скрывали, что идея организовать собственный профсоюз у наших галеристов уже возникала в прошлом, но ни разу не удавалось довести ее до реализации. Напомним, что у отечественных антикваров подобный профсоюз существует давно − речь идет о МКААД, Международной конфедерации антикваров, арт-дилеров и коллекционеров, основанной Василием Бычковым (многолетний президент МКААД и организатор Российского антикварного салона) еще в 2004 году.

На фото: члены и правление Ассоциации Галерей. Ассоциация галерей (АГА) / The Art Newspaper Russia (2020).

В этом году пандемия и связанный с ней кризис, серьезно затронувший в том числе арт-рынок, стали импульсом к консолидации. «Я надеюсь, все понимают, что нас ждут далеко не жирные времена. И ситуация такова, что мы в одиночку не справляемся с проблемами», − заметил в ходе пресс-конференции один из основателей галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин.

Инициатором создания Ассоциации галерей выступила Софья Троценко. Управляя Центром современного искусства «Винзавод», среди арендаторов и резидентов которого − многие ведущие российские галереи, она не понаслышке знает о трудностях, с которыми сталкиваются наши галеристы. И именно ей удалось убедить их в том, что «кризис − лучшее время для того, чтобы попробовать сделать что-то вместе», тем более что роль галерей давно перестала быть сугубо коммерческой.

АГА планирует оказывать помощь членам объединения, в том числе юридическую, организационную и образовательную. Они получат оперативный доступ к информации о государственных льготах и субсидиях, базовым правовым документам, специализированным юридическим консультациям, помощь в получении грантов, в том числе для участия в международных ярмарках, пиар-поддержку, специальные условия от партнеров ассоциации. Среди главных задач этого объединения российских галерей современного искусства − поддержка и развитие различных художественных инициатив в нашей стране, а также практик коллекционирования, формирование единого информационного пространства, ведение образовательной деятельности и разработка мер, направленных на получение помощи и преференций для галерей со стороны государства.

Кажется, именно потребность отстаивать и лоббировать интересы российских галерей в государственных структурах и стала главной причиной создания Ассоциации галерей. Напомним, что о необходимости поддержки государством малого и среднего предпринимательства, в том числе культурной индустрии, Софья Троценко заговорила еще весной, во время «локдауна».

Летом правительство Москвы разработало комплекс мер, направленных на субсидирование малого и среднего бизнеса, и включило в число возможных адресатов такой помощи галереи и аукционные дома. Пожалуй, единственная реальная инициатива, которая непосредственно касалась галеристов, − это частичная компенсация расходов на участие в профильных выставках в России и за рубежом (в их перечень попали все российские и множество зарубежных ярмарок искусства). Прием заявок продолжался до 1 октября. Однако, по отзывам, преодолеть так называемый бюрократический фильтр, то есть правильно заполнить все формы и предоставить все необходимые документы, оказалось невыполнимой задачей для многих галерей. Одна из первоочередных целей новой ассоциации − помочь своим членам довести это дело до конца. Еще одна насущная проблема − лоббирование изменения таможенного законодательства в области ввоза и вывоза произведений современного искусства, а также оптимизация расходов, связанных с участием в международных ярмарках.

Софья Троценко рассказала о структуре организации, которая пока насчитывает всего 13 участников. Высший орган управления − это ежегодное собрание членов АГА, а операционную деятельность осуществляет правление. В него вошли Емельян Захаров («Триумф»), Ксения Подойницына («Галерея 21», «InArt Gallery»), Сергей Попов («pop/off/art»), Елена Селина («XL Gallery»), Александр Шаров («11.12 Gallery»), а также президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко. Действующие участники ассоциации — «11.12 Gallery», «a-s-t-r-a», «Askeri Gallery», «InArt Gallery by Ksenia Podoynitsina», «pop/off/art», «Syntax», «Totibadze Gallery», «XL Gallery», «Восточная галерея», «Крокин-галерея», «КультПроект», «Треугольник», «Триумф». Среди основателей и членов ассоциации пока только столичные галеристы, однако организация должна способствовать консолидации галерейных сил со всей страны, так что ожидается, что в ближайшее время состав АГА расширится в том числе за счет галерей из Санкт-Петербурга и других городов. Критерии для членства предельно просты: галерея должна существовать более одного года, иметь собственное выставочное пространство, функционировать как публичная площадка, проводить не менее четырех выставок в год, обязательно сотрудничать с музеями и присутствовать в медиапространстве. Для молодых галерей, онлайн-проектов и тех, у кого пока нет своего выставочного пространства, создан статус «ассоциированного члена». Кроме того, партнерами ассоциации станут различные компании, предоставляющие услуги, связанные с работой галерей (в частности, перевозка и страхование произведений искусства, юридические услуги и тому подобное).

Планы Ассоциации галерей на ближайший год объявил Емельян Захаров. Он отметил, что прежде всего предстоит выработать юридические стандарты взаимодействия с государственными органами, клиентами и художниками (речь идет о создании пула стандартных документов). Также это разработка процедуры подачи заявок и получения грантов, которые могли бы поддержать как галереи, так и художников. Еще один важный аспект − создание этического кодекса галерейной деятельности, что могло бы способствовать формированию положительной репутации у индустрии в целом. Захаров вновь, вслед за Троценко, затронул вопрос организации взаимодействия с государством: музеями, Министерством культуры России и Департаментом культуры города Москвы, включая участие галеристов в закупочных комиссиях, стимуляцию приобретений произведений современного искусства в Музейный фонд РФ. Наконец, еще одна смелая цель АГА − проведение большой международной выставки русского искусства за рубежом».

На фото: члены и правление Ассоциации Галерей. © Ассоциация галерей (АГА) / The Art Newspaper Russia (2020).
This entry was posted in Бизнес and tagged , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.