Выдержки из интервью с ректором Школы-студии МХАТ Игорем Золотовицким, опубликованного в журнале «Театрал». Тут комментарии излишни, и так понятно, что театральное искусство испытывает кризис невероятный, как и любое творчество, которое полностью раскрывается только «вживую», в контакте со зрителем. Как взаимодействуют педагоги со своими студентами на дистанционке, и какими театры вернутся из карантина, читайте ниже.
«Набирать студентов онлайн, особенно актеров – это, конечно, нонсенс. Если бы отменили прием в творческие вузы – я сейчас говорю не только про актеров, но и про музыкантов, художников, хореографов – это была бы одна ситуация.
Преподавательская профессия – она же чуть вампирская, мы же подпитываемся молодой энергией на занятиях. Но одно дело, когда в аудитории мы дышим одним воздухом, а другое – когда смотрим в экран. Как себя заряжать? На удаленке пришлось иначе налаживать контакт, и во многом от нас зависело, как студенты втянуться в процесс. Надо сказать, все по-разному переносят самоизоляцию и находятся в разных условиях: студенты из общежития Школы-студии сейчас разъехались по домам − от Донецка до Бийска. Когда я и собираю их на мониторе, 23 человека, то, конечно, вижу разницу настроений. Первую неделю была эйфория. Они готовили этюды, танцы, играли чеховских героев. Я им предложил: «Ребят, вот вы на даче сидите, а в пьесах Чехова умирают со скуки в деревне. Попробуйте, отключите себя на один день, только на один, от всех гаджетов. Не принимайте ни СМС, ни звонки. Забудьте, что есть Интернет. Просто поживите один на один с книгой – и вы почувствуете настроение героев «Дяди Вани». Они попробовали и заявили: «Нервы стали сдавать». «Вот видите, − говорю, − и Астрову тоже непросто».
Театр – как домна, которая не должна остывать, как непрерывное производство, которое нельзя поставить на паузу. Понимаете? Неделю не выходишь на сцену – и неизбежно начинаются сбои. Актер – инструмент, на котором должны играть. Чем дольше стоит в бездействии, тем сложнее настроить. Как театры вернутся из карантина? Все говорят, что начнется естественный отбор: «сильные выживут, а слабые умрут». Но это не эксперимент над собаками Павлова. Кризис задел за живое все институции театра, включая театральное образование. Сейчас временно прекратились приезды иностранных студентов, но знаете, в каком они восторге от самой системы русского репертуарного театра?
Понятно, что длительная пауза может все это разрушить. Больше всего волнуюсь за коллег из регионов. «Миллионники», конечно, выдержат, а что будет с театрами малых городов? Все зависит, к сожалению, от властей, а от них слышно только одно: «Потом займемся культурой». Потом займемся бескультурием! Это очень быстро отмирает, очень быстро клетки становятся мертвыми, если их не подпитывать. Репетиций нет, а для театра это как кислород, который врачи сейчас дают больным с легочной недостаточностью. Но будем надеяться, что как только карантин закончится, все-таки и люди рванут в театры, и театральное искусство сделает новый рывок. На самом деле, все кризисы социального характера приводили к «энергонакоплению» в культуре. Как в 20-е годы: вроде революция, гражданская война, а как театр вырвался? И Вахтангов, и Мейерхольд, и Михаил Чехов, и Таиров, и Станиславский с Немировичем. Может, и сейчас «рванет». Надо только чуть-чуть помочь. Не баснословными суммами. Получала культура 0,01 % – ну, дайте 1% – и мы будем в порядке».