«Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена

В музее Прадо находится один из самых эмоционально выразительных шедевров нидерландского художника Рогира ван дер Вейдена (Rogier van der Weyden) − алтарный образ «Снятие с креста», выполненный предположительно в 1435 году. Известно, что первоначально образ был триптихом, однако его боковые створки не сохранились. Дошедшая до нас центральная часть написана маслом на дубовой доске размером 220 × 262 см. Работа уникальна по нескольким причинам.

Во-первых, автор весьма необычно для традиции своего времени трактует жесты и выражения лиц библейских персонажей. Фигуры, изображенные почти в человеческий рост, помещены в очень ограниченное пространство и скомпонованы в одну слитную группу. При этом ван дер Вейден использует приемы не столько живописных, сколько пластических видов искусства. Посмотрите, разве композиция не напоминает скульптурный барельеф?

Рогир ван дер Вейден «Снятие с Креста».  Дубовая доска, масло. 220 × 262 см. Около 1435. Музей Прадо (Мадрид). Фото: Museo del Prado.

Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden) «Снятие с Креста». Дубовая доска, масло. 220 × 262 см. Около 1435 г. Музей Прадо (Мадрид). Фото: © Museo del Prado.

Во-вторых, художник отказался от принятого в то время живописного заднего плана, и представил его простым золотистым фоном, лишенным перспективы. Этот прием позволяет сконцентрировать внимание зрителя исключительно на трагических переживаниях персонажей, которые заполняют собой все пространство доски. Сюжетный центр композиции − мертвый Христос и потерявшая сознание Дева Мария. При написании фигуры Богородицы художник нарушает каноны своего времени, придав ее телу положение, рифмующееся с положением тела Христа. Этот смелый прием символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Положение рук Христа и его матери направляет взгляд зрителя на череп Адама (первого из людей), иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества.

Алтарь был заказан гильдией арбалетчиков фламандского города Лёвен и первоначально находился в городской часовне. (На этот факт указывают виньетки в форме арбалетов по углам картины). Впоследствии произведение перешло во владение к Марии Австрийской, сестре Карла V, а затем попало к королю Испании Филиппу II. Монарх перевез картину в Испанию, где она хранилась в часовне его охотничьего домика в Эль-Пардо. В 1574 году ее перевезли в монастырь Эскориал, а в 1939 году передали музею Прадо.

Искусствовед Лорн Кэмпбелл (Lorne Campbell) в монографии «Rogier van der Weyden: 1400-1464. Master of Passions» (2009) утверждает, что ключом к «Снятию с креста» является не реализм, а скорее использование деформаций и искажений, вызывающих чувство беспокойства. Он предполагает, что в определенных отношениях живописный шедевр Рогира ван дер Вейдена имеет больше общего с работами А. Матисса и П. Пикассо (особенно с его «Герникой»), чем с картинами современников.

This entry was posted in Живопись and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.