Из цикла «Художник говорит».
«Сегодня все позиции неизбежно становятся политическими. Например, делая перформанс «Детки», я выступаю против ювенальной юстиции. Это понятно даже без сопроводительного текста. Я топором строгала детей из полешек, рисовала им лица, пела колыбельные и раздавала их зрителям со словами: «Наши дети − для нас, наши дети − для родителей, наши дети − для любви, наши дети − для игры». Так что политический аспект есть во всех моих работах.
Сейчас не так важно, каким медиумом ты пользуешься, а важно, на какой позиции ты стоишь и что с помощью этих медиа говоришь. И я считаю, что разрушение уже не актуально. Я недавно написала такой манифест «анти-Маринетти» о том, что искусство должно проповедовать любовь вместо агрессии, чудо вместо насилия и мир вместо войны.
Язык перформанса − это язык эксперимента, он конгениален нашей эпохе, где зачастую требуется мгновенная реакция в осмыслении происходящего и самого себя в быстро меняющемся мире. Это язык действия, эстетический инструмент изменения реальности. Перформанс − необычайно синтетический жанр, аккумулирующий в себе принципы как изобразительного искусства (перформанс как образ, живая картина), так и драматического искусства (присутствие перед публикой). Перформанс включает в себя элементы концептуального искусства, режиссуры, актерского мастерства, ораторского искусства, художественной постановки. Перформативная практика развивает в том числе сценарный и постановочный навык, требует умения сотрудничать с фотографом и оператором. Поскольку отдельным аспектом перформанса как вида искусства является его мгновенность и определенная неповторимость, свойственная сингулярному действию, важно уметь самому монтировать документацию, и описывать его в теоретическом тексте. Творческие навыки художника перформанса могут быть применены в рекламе, имиджмейкинге, политологии, руководстве креативным процессом, будь то кинематограф или театр.
Я закончила Московское Художественное училище памяти 1905 года, факультет живописи и поступила в МГХИ им. Сурикова, также на факультет живописи. До сих пор я благодарна своим учителям, В. И. Пастухову, Г. В. Стручкову. Они привили профессиональную любовь к искусству. В Москве в тот момент уже прошла выставка Й. Бойса в ЦДХ и мы, будучи почти детьми, мечтали получить хоть какую-то информацию о современном западном искусстве. Поэтому в какой-то момент я просто уехала учиться современному искусству в Швейцарию. Во время своей учебы в Цюрихе я много путешествовала, впитывала культуру, ходила по музеям, выставкам, занималась экспериментами в области новых медиа. Такую возможность предоставляла школа («F+F art and media shool Zuerich»), в которой я училась. Меня интересовало все: и экспериментальный театр, и современный танец, и экспериментальное кино, и инсталляция и даже современные радио-постановки.
Я, вслед за Умберто Эко считаю, что современному человеку необходимо не только академическое знание, но и защищенная научная диссертация. И неважно, в какой области человек затем будет работать, откроет он офис по туризму или будет заниматься перформансом. Качественное образование помогает разобраться со своей головой, упорядочить файлы и папки и разложить по полочкам. Чем выше уровень академического образования у творческого человека, тем сложнее и интереснее его искусство.
В результате сложившейся в мире политической ситуации многие, не только художники, теряют какие-то возможности. От того, что художник куда-то не поедет, он не понесет урона. Художник всегда может остаться дома, взять карандаш и листок бумаги, «вылить» на бумагу все то, что он хотел сказать в другом медиа. Это произведение останется на сотни лет. Мне кажется, художник − это отдельный мир, который выше и сильнее государства.
По моему скромному мнению, прямое сопротивление не всегда действенно. Действенно другое сопротивление − когда ты открываешь в себе те способности, которые в тебя заложил Творец, максимально, невзирая ни на что, честно и последовательно их реализуешь. В какой-то момент это обязательно «выстрелит» и попадет в цель. Когда же художник получает лоббирование от той или иной институции, он становится уязвим: от него требуют принести присягу определенной идеологии. Этот момент ограничивает художественную свободу. Поэтому я предпочитаю сохранять независимую позицию.
Вы посмотрите, что происходит: накрывается западная институциональная система, полностью провис западный арт-рынок… У искусства сейчас нет никакой поддержки: ни экономической, ни народной. Раньше оно искусственно подпитывалось деньгами, и они обеспечивали его существование. Сейчас этой денежной поддержки нет, но и симпатии у людей, у широкого круга зрителей, тоже нет. Значит, должно возникнуть новое искусство, которое идет от потребностей человечества и находит отклик в сердцах людей».
Елена Ковылина (р. 1971) − российская художница, работает в жанрах живописи, перформанса и акционизма. На фото: © Елена Ковылина и ее перформанс «Детки» (2013), Москва.