Что такое шедевр?

Софья Багдасарова подробно объяснила на страничке своего ЖЖ, что же такое шедевр, применительно к произведению искусства. А то, понимаешь, и журналисты, и художники, и простые обыватели часто называют этим термином все, что заблагорассудится. Поэтому запоминайте:

«Cлово «шедевр» не является синонимом слов «картина» или «произведение искусства». Оно заведомо несет в себе качественную оценку. По той же причине слово «шлягер» или «хит» означает не любую «песню» в мире, а только ту, что прогремела, прославилась. У Высоцкого песни «Кони привередливые» или «Он не вернулся из боя» этим словом можно охарактеризовать. А какой-нибудь его «Бег иноходца» или «Марш антиподов» − отнюдь нет. Слово «бестселлер» означает книгу, которая УЖЕ хорошо продается. Печатать его на обложке книги, которая вот только выходит из типографии, корректно только в случае, если это не первое издание, а второе и так далее. Иначе это маркетинговая дурь и вранье. Слово «блокбастер» тоже изначально обозначало фильмы, которые УЖЕ собрали огромную кассу. Но, поскольку, в отличие от картин, песен и книг, кинопроизводство требует огромного бабла, значение слова со временем размылось, и оно стало обозначать фильмы, которые сразу снимают с расчетом, что он порвет кассу, и поэтому закладывают ему гигантский бюджет. (Однако это не страхует от того, что блокбастер станет кассовым провалом).

1) Шедевр − это наверняка очень известная и очень популярная картина.

Шедевр не может возникнуть из ниоткуда. Невозможно, чтобы настоящий шедевр висел в квартире жены подмосковного министра годами, где его никто не видел, а потом − бабац − при передаче в Новый Иерусалим картина оказывается шедевром. Исключение − в случае, если эта картина раньше была очень известной, потом пропала из виду, полвека спустя министр ее купил, и вот наконец она снова на виду у публики, а искусствоведы давно ее знают. На чердаке найти «шедевр Караваджо» могут только в том случае, если до этого известно, что шедевр этот существовал, причем желательно известно по цветным фотографиям (как, например, рафаэлевский юноша из Кракова, похищенный нацистами).

Шедевр − это картина, которая годами или даже столетиями находится на виду, имеет отличную репутацию или даже славу. Он отличается высокими художественными достоинствами, которые общепризнаны, которые десятилетиями обсасывались в научных статьях и при копировании другими художниками. Скорей всего, вы − даже если не увлекаетесь искусством − узнаете шедевр «в лицо», потому что видели его на конфетной коробке, сувенирной кружке, репродукции в учебнике. А если не видели раньше и не узнаете, то все равно, скорей всего, картина вас чем-нибудь да поразит, заденет. Потому что шедеврами просто так не назначают, в них всегда есть нечто, что особенно цепляет. (Шедевры еще обычно висят в государственных музеях, это способствует распространению их славы путем господдержки и кумовства).

2) У художника, даже великого и знаменитого, может быть во всем наследии только один-десять шедевров. Если художник великий и знаменитый − любая картина за его подписью автоматически шедевром НЕ СТАНОВИТСЯ.

Валентин Серов написал несколько сотен портретов. Но шедевры его портретной живописи − это реально те, вот которые сразу и вспоминаются: «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Мика Морозов», «Зинаида Юсупова», «Мария Ермолова», «Гиршман», «Орлова», «Ида Рубинштейн». Может, пару-тройку кого я забыла, но не более того. Остальные его работы − замечательные, великолепные, превосходные, красивые и проч. Но не шедевры. У Пукирева − один-единственный шедевр, «Неравный брак» называется. У Саврасова − «Грачи прилетели». Сколько картин Исаака Левитана вы припомните по названию? Скорей всего, именно они и есть его главные шедевры; остальные же − так, просто хороши. Из всего обилия произведений искусства в мире − дай бог, если шедевры составляют один процент. (И именно на воспоминания об этом проценте основывают свои обличения те комментаторы, которые мне пишут, что ВСЕ старинное искусство красиво, а современное нет. Да вот нифига, вы просто остальные 99 процентов не знаете).

Девушка, освещенная солнцем (1889)

Просто для примера. Шедевр В.А. Серова, упомянутый в материале: «Девушка, освещенная солнцем» (1888).

3) «Красивая картина» − не синоним слова «шедевр».

Если картина красивая, гармоничная, ваша любимая и проч. − это ее шедевром все равно не делает. Мнение одного искусствоведа или одного журналиста, или одного владельца картины − не делает. Попадание в шедевры − это совокупность факторов, и результат мнения не одного человека, а многих ценителей. Картина, объявленная шедевром, совершенно не обязана вам нравиться (см. «Черный квадрат» Малевича, только не начинайте, все тут обсудили). Шедевром картину (помимо качества) делает признание публики, широкой публики, долговременное признание. СЛАВА.

4) Чтобы стать «шедевром», произведению искусства придется хорошенько и долго поработать.

Пресловутый аукционный рекорд «Спаситель мира» типа кисти Леонардо да Винчи − не шедевр. Несмотря на то, что он объявлен работой Леонардо да Винчи. Помимо того, что «Спаситель мира» попросту не оч. хорошо написан и паршиво сохранился, у него нет никакой продолжительной выставочной и статейной истории, положительной репутации. Фактически − он новорожденный. Новорожденная работа не может быть шедевром. Свежесделанная работа не может быть шедевром. Даже если она превосходная.Что песня стала хитом − мы узнаем через недельку, когда она взлетела в чартах. Что картина стала шедевром − по-хорошему, можно понять лет через пятьдесят, когда вся шелуха облетит. Вообще, про произведения художников, которые еще живы, так даже говорить неправильно. Точней, есть нюансы: можно сказать «это главный шедевр кисти Петрова!», придя на его выставку. А вот говорить «эта картина Петрова − истинный шедевр!» можно только жене и маме Петрова».

This entry was posted in Критика and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.