Парадоксы Михаила Пиотровского

Вот что получается, когда человек путается в определениях, и вместо принятого в искусствоведческой среде термина «современное искусство», означающего всего лишь совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине XX века, говорит о чем-то совершенно другом. То есть, попросту говоря − несет чушь, парадоксальным образом противореча самому себе. То у него «Эрмитаж всегда занимался современным искусством», то «современного искусства не существует». Поди разбери… Да и в том, что утверждает Пиотровский, есть значительная степень натяжки. Вот посудите сами.

Михаил Пиотровский. Фото: Ян Хилден / mediacongress.ru

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в интервью «Известиям»: «Эрмитаж всю жизнь занимается современным искусством. Екатерина II покупала произведения непосредственно из мастерских художников, Николай I собирал современное искусство».

Серьезно? Из мастерских прям? Если говорить начистоту, Екатерина II покупала уже сформировавшиеся коллекции: сначала, в счет долга ей досталось собрание Иоганна Эрнеста Гоцковского, затем была приобретена богатая коллекция графа Генриха фон Брюля, затем коллекция живописи барона Пьера Кроза, потом коллекция британского премьер-министра Уолпола, английского банкира Лайд-Брауна, коллекция резных камней герцога Орлеанского. Надо сказать, что все это были произведения античных мастеров и классических художников XVI−XVIII веков, а не «современного искусства» периода Екатерины. Николай I собирал также «старых» мастеров: Рафаэля, Караваджо, ван Эйка, Карраччи, де Хоха, Кампена, Госсарта, дель Пьомбо и т.д. Эрмитаж всегда был консервативным собранием.

«Когда в Эрмитаже появились импрессионисты и постимпрессионисты, это было куда более смело, чем Фабр или что-то еще. Так что мы просто продолжаем традицию. Может быть, в последнее время ее немного усиливаем».

Импрессионисты и постимпрессионисты появились в Эрмитаже в результате закрытия Музея нового западного искусства в 1948 году, и очередного перераспределения культурного наследия между музеями Ленинграда и Москвы, а совсем не благодаря инициативе тогдашних директоров музея. То есть, в Эрмитаж просто влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Вот эти люди и были настоящими собирателями «современного искусства».

«В России сейчас сложно существовать современному искусству, поэтому все главные музеи страны стали его опекать. Мы начали его не только показывать, но и собирать, завели соответствующий отдел. Раз аналога MoMA в Петербурге пока не получается, мы решили как-то помочь этому направлению, показать, что современное искусство работает и в классическом музее. Я вообще считаю, что современного искусства не существует. Есть искусство сегодняшнего дня, которое останется или не останется в истории. А из того, что остается, выстраивается прямая линия истории искусства. Нет принципиальной разницы между собакой Поттера и кошкой Пикассо. Этому музей и учит».

Это уже без комментариев. :-)

Фото: © Ян Хилден / © mediacongress.ru. 

This entry was posted in Коллекция, Критика and tagged , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.