Звание конформиста

Сегодня, 27 марта, в Международный день театра, рискну выступить с необычной общественно-культурной инициативой − отменить почетные звания, присуждаемые государством артистам и деятелям культуры. Почему? Давайте разберемся.

Ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева

Этот пережиток возник в 1919 году, когда молодое Советское правительство стремилось обласкать и привлечь на свою сторону известных музыкантов, актеров, художников и режиссеров. Первым «Народным артистом» стал великий певец Федор Иванович Шаляпин. Причины тут более чем понятны − властям было важно заручится авторитетом признанного во всем мире оперного исполнителя. Шаляпин званием не особенно соблазнился и впоследствии уехал-таки за границу. Начиная с 1919 и до указа 1931 года в СССР существовало звание «Заслуженного артиста Республики». Присваивалось оно коллегиями Наркомпроса союзных республик, приказами наркомов просвещения, исполкомами областных и краевых советов. Звание «Заслуженного артиста РСФСР» учреждено 10 августа 1931 года и присваивалось уже Президиумом Верховного Совета РСФСР. Звание «Народного артиста СССР» утверждено постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР № 47 от 6 сентября 1936 года.

Главная причина моего скепсиса состоит именно в том, что любые почетные звания, присваиваемые артисту государством − вредны и нелепы. В условиях тоталитарной страны они привязывали человека к номенклатурной системе, окружали благами, поневоле делая из него послушного и угодливого власти приспособленца. Для артиста звания и награды становились не просто самоцелью, а способом если не процветания, то − выживания в сложных условиях страны, в которой репрессии были нормой политического давления. Система госнаград пагубна. Ни в одной цивилизованной стране артисту не требуется одобрение властей или органов пропаганды. Никто не вправе указывать ему, как играть на сцене, снимать кино, последовательность каких нот считать единственно верной. Естественно, что никакому Леонардо Ди Каприо или Бобу Дилану в страшном сне не приснится увидеть себя в статусе «Народных артистов США». Да и зачем? Признание они получают с избытком – в виде гонораров и аплодисментов от публики. Владимир Высоцкий не имел звания «Народного» или «Заслуженного» артиста, хотя по факту являлся таковым. Народ и без правительственных наград признает по-настоящему народного артиста, режиссера и художника. Нечего тут огород городить.

Вред же от всех этих званий очевиден. В условиях тоталитарного общества, звания − это признание властью твоей благонадежности, расписка в том, что теперь ты часть общей системы, это аванс, который нужно отрабатывать, статус, который нужно подтверждать. Поэтому, любой «Заслуженный» или «Народный» артист − это не просто красивый термин, существующий лишь в системе ценностей нескольких, не очень-то свободных от деспотизма государственных образований. Это − клеймо человека, обслуживающего власть, угодного власти, готового в силу этих причин стать конъюктурщиком и лизоблюдом. Если вы посмотрите, кому выдаются звания «Заслуженных» или «Народных» артистов в наши дни, вам все станет понятно. Именно из этих людей формируются группы «доверенных лиц» и представителей Президента, именно они входят в советы по культуре и другие властные бюрократические структуры, именно они поют и пляшут на центральных каналах ТВ, именно их пропагандистскую ложь мы слушаем на выборах от партии власти.

P.S. В качестве наглядной иллюстрации − композиция Василия Шумова и группы «Центр» «Сон Народного артиста».

 

This entry was posted in Критика, Театр and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.