Председатель российского отделения аукционного дома «Sotheby’s» лорд Марк Полтимор (Mark Poltimore) в своем интервью изданию «The Art Newspaper Russia» ответил на вопросы: какое искусство сейчас пользуется наибольшим спросом и есть ли интерес коллекционеров в русскому искусству?
«В последние годы стабильно растет рынок современного искусства. В 2018 году суммарные продажи «Sotheby’s» составили $1,6 млрд, что на 14% больше, чем в 2017. Мы все время видим новые аукционные рекорды. Например, для таких художников, как Сесиль Браун, Керри Джеймс Маршалл, Дженни Савиль и Джон Чемберлен. Заметив рост интереса, мы решили проводить торги западного современного искусства в Азии, и на первых же было продано 100% лотов, а работа Энди Уорхола ушла за $12,6 млн, установив рекорд для произведений западного современного искусства в регионе. В наших ключевых категориях дела также идут исключительно хорошо, и во многих областях наблюдается значительный рост. Продажи живописи и графики старых мастеров в 2018 году увеличились на 30%. В декабре мы продали эскиз Рембрандта за $12,1 млн, а недавно стало известно, что он был приобретен в постоянную коллекцию Лувра − Абу-Даби. На самом деле сегодняшние коллекционеры часто предпочитают эклектический подход, подбирая и объединяя объекты из разных категорий, что видно по нашим продажам. При этом в последнее время (запоздало, как полагают многие) серьезно вырос интерес к афроамериканскому искусству, художницам и − как видно по только что прошедшим лондонским торгам − к великим мастерам движения Баухаус.
У России давняя и богатая история коллекционирования, так что многие коллекционеры из этого региона сочетают наметанность глаза с глубокими знаниями и действуют очень уверенно. Конечно, часто российских коллекционеров привлекает русское искусство, ведь всем нам нравится то, что связано со знакомой нам культурой, пейзажем и эстетикой. Но в то же время коллекционеры из России принимают участие практически во всех наших крупных торгах − импрессионизма, модернизма, современного искусства и старых мастеров, а также ювелирных изделий. В наших торгах импрессионизма, модернизма и сюрреализма, состоявшихся в феврале этого года, среди покупателей из 51 страны было много россиян. Один из топ-лотов, редкую картину Оскара Шлеммера музейного качества, приобрел покупатель из России за рекордные $3,4 млн, вдвое дороже эстимейта.
Несмотря на определенные колебания на рынке русского искусства − которые, надо сказать, случаются во всех категориях, − российский арт-рынок по-прежнему остается сильным. На самом деле 2018 год был очень удачным для российского отделения. Особенно впечатляющей стала ноябрьская серия торгов, которая принесла прибыль в размере $29,4 млн − больше, чем у какого-либо другого аукционного дома в том сезоне. На торгах был установлен ряд рекордов, в том числе на произведения Константина Маковского и грузинского художника Нико Пиросмани. На той же неделе прошла распродажа частной коллекции покойных музыкальных гениев Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича, которая привлекла множество самых разных покупателей». Полностью − здесь.
Фото: © ТАСС / © Владимир Астапкович.