Южная палитра Вячеслава Карелина

реклама на сайтеКогда человек видит вокруг прекрасное и хочет поделиться красотой с окружающими, он берет в руку кисть или карандаш и начинает творить. Вячеслав Карелин − художник, для которого живопись была не только смыслом жизни, но ее сущностью и оправданием. Поток времени подобен горному ручью, который ни на минуту не прекращает свой бег, иногда замирает на уступах, но вновь с ошеломляющей быстротой продолжает вечное движение к невидимой цели. В этой гонке мгновений художник стремится поделиться своим видением мира, стремится запечатлеть моменты, кажущиеся ему ценными. Таких моментов у Карелина было множество. Вся его жизнь прошла на южном берегу Крыма, где всегда царят солнце, море и горы, воплощающие для открытой впечатлениям души радость и полноту бытия. Художника здесь вдохновляло все: весеннее цветение миндаля, пылающие осенью виноградники, величественная Ай-Петри, старинные улочки Кореиза, Алупки, Гурзуфа, сейнеры у причала. Всегда эмоциональный, легко загорающийся, быстрый на подъем, он во всем улавливал поэзию южнобережья, всегда был готов писать свою красочную симфонию, создавать на полотне новую жизнь.

Художник Вячеслав Дмитриевич КарелинВячеслав Дмитриевич Карелин родился в 1938 году, умер в 2018. Его творческий путь прошел не только на стыке двух тысячелетий, но в переломную эпоху, когда рушились устои единого в прошлом государства, менялись границы, идеология, нормы жизни, представления об искусстве. Карелин был человеком яркой, полной внутренних противоречий индивидуальности, придерживался категоричных взглядов на творчество, а такие взгляды нередко вызывают раздражение профессионалов и собратьев по «цеху». Несомненно, социальные и природные контрасты южного полуострова сформировали такой тип характера. В 1966 году Карелин окончил оформительское отделение Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша, а с 1969 года начал активно участвовать в городских, областных, республиканских и всесоюзных выставках в Симферополе, Киеве, Москве, Одессе, Львове. В восьмидесятые годы участвовал в экспозициях объединения «Южный авангард» (Москва, Одесса), в выставке современной живописи «Голубые дороги» в московском Манеже.

Вячеслав Карелин_Звонкий осенний день (1998)

Не удивительно, что яркий темперамент и острое восприятие окружающего, подтолкнули молодого художника к увлечению искусством французского импрессионизма и постипрессионизма. Переосмысливая достижения мастеров прошлого, в частности − Сезанна, Карелин пошел дальше заурядного подражания. Стремясь к полному творческому раскрепощению в живописных поисках, художник сохранил открытый и наивный взгляд ребенка, проявлявшийся и в замыслах, и в практической подаче. Высказывание Христа, − «Будьте как дети!», − он принимал буквально, находя в этом верный путь к искренности в искусстве. С другой стороны, незыблемым правилом для художника было внимательное отношение к композиции, колориту, использованию цветовых контрастов. Свежий взгляд на мир, понимание законов живописи всегда были направлены у Карелина к усилению профессионального подхода.

Вячеслав Карелин_Дом с балконом (1977)Всю силу любви к крымской земле, к ее богатой природе Вячеслав Карелин выразил в сотнях живописных полотен, отдавая предпочтение пейзажному жанру. Маленькая комната (она же и мастерская), в которой он жил, не позволяли комфортно заниматься студийным творчеством. Выручала постоянная и любимая работа на свежем воздухе, которая как нельзя лучше отвечала его устремлениям и темпераменту. Будучи человеком честным и открытым, Карелин с удовольствием выходил на этюды, много писал с натуры, общался с людьми. Безусловно, его оптимизм, жажда новых впечатлений и страсть к живописи, а отнюдь не бытовые ограничения стали основными стимулами для плодотворной пленэрной работы. Будучи, что называется, художником «до мозга костей», Карелин мыслил и жил живописью. Это был путь постоянного труда, полного переживаний, раздумий, успехов и неудач. До последних дней жизни художник стремился выходить на этюды, чтобы вновь и вновь почувствовать вкус жизни, красоту окружающего мира, проявляющуюся в самых неприметных и простых вещах: дуновении ветра, солнечных бликах, запахах пробуждающейся природы. Он и ушел из жизни в дни начавшегося цветения миндаля, который обожал и неоднократно писал. Вячеслав Дмитриевич всегда оставался практиком, справедливо считающим, что: «о живописи мало говорить, ею надо заниматься».

Вячеслав Карелин_Миндаль цветет (2000)

Искренность Вячеслава Карелина, всегда балансировавшего в искусстве на грани допустимого, на грани возможного, способна раздражать и будоражить. Кому-то произведения художника могут показаться излишне простыми или грубоватыми. Но тут все зависит от чистоты взгляда, от умения увидеть сюжет глазами автора. Зачастую зрители, далекие от искусства, интуитивно лучше, вернее понимают живопись, свободную от коммерческого «глянца», «сделанности», маньеризма. Они видят в полотнах Карелина природную «первооснову» сюжета, словно узнают ту правду о мире, что доступна абсолютно каждому, понятна от рождения. При полном отсутствии пафоса, а часто и детализации, каждый мотив мастера становится исследованием законов не столько композиции, сколько законов самого бытия. Это не спонтанная живопись, как может показаться на первый взгляд. Главное, что поражает при знакомстве с работами Карелина − огромная свобода и разнообразие того, что можно назвать способом проживания определенного момента времени. Слово «прием» здесь не подходит. Конкретное решение творческой задачи в конкретной работе всегда было отмечено свежим дыханием сиюминутного, выражало точную реакцию на живые реалии жизни. При этом, будучи крепко привязан к натуре, художник чувствовал себя свободным в самовыражении. Раз за разом, со страстью исследователя, он глубоко проникал в сущность мотива. Природный глаз колориста находил живописные мотивы и в пелене хмурого дня, и в лучах знойного солнца, и на дождливой набережной Ялты, и в мерцании штормового моря. Вячеслав Карелин был настоящим гурманом живописи, тонко чувствовал правду и поэтику изображаемого, умело внедрял живой нерв своего темперамента в энергетику картины. А это − качества истинного таланта.

Более подробно с творческим наследием Вячеслава Дмитриевича Карелина вы можете познакомиться в Фейсбуке, или на авторской страничке портала «Ялта-Арт».

01_В.Карелин_Время сирени (2004)02_В.Карелин_Весенний день (2001)03_В.Карелин_Февраль. Солнечный день (2008)04_В.Карелин_Ялта. Учан-Су (1997)05_В.Карелин_Штрихи осени (2009)06_В.Карелин_Весна (1989)07_В.Карелин_Алупка. Миндаль (1994)08_В.Карелин_Вечереет (2008)09_В.Карелин_Гурзуф причал (2003)10-В.Карелин_Ялта. Под Ай-Петри (2007)11_В.Карелин_Симеиз причал (2002)12_В.Карелин_Осенняя бухта. Севастополь (2012)13_В.Карелин_Апполоновка (2012)14_В.Карелин_Балаклава. Лодки (2012)15_В.Карелин_Цветет миндаль (2001)16_В.Карелин_Теплый летний день (2006)17_В.Карелин_Морской мотив18_В.Карелин_Весна юга (1996).19_В.Карелин_Севастополь. Теплый вечер (2006)20_В.Карелин_Симеиз (1999)

This entry was posted in Живопись and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.