Правила самообмана

Главный редактор портала ARTinvestment.ru Владимир Богданов делится с начинающими коллекционерами вредными советами на тему «как гарантировано потерять деньги на «инвестициях» в искусство». С этими выводами, на мой взгляд, полезно ознакомиться всем, кто считает, что законы арт-рынка просты и понятны, а для коллекционирования произведений искусства достаточно лишь интуиции и наличия финансовых средств. Итак:

«Помимо совсем уж радикальных сценариев с приобретением подделок (о них вообще говорить не будем), существует еще несколько довольно надежных способов не вернуть вложенные деньги и надолго разочароваться в покупке произведений искусства. И вот, что для этого нужно делать:

Вредный совет № 1. Закрывать глаза на статистику аукционных продаж: не проверять цены и покупать работы неизвестных художников, которые ранее вообще не выставлялись на аукционах. Зачем? Ну ясно же. Во-первых, все аукционы − «жульничество». А, во-вторых, если художник за все время ни разу не выставлялся на аукционах, значит явно коллекционеры придерживают его картины, не хотят до поры до времени с ними расставаться, потому что ждут еще большего роста цен. В галереях работы автора тоже наверняка сметают подчистую по куда более высоким ценам. А аукционы… кому они нужны? Наступит время продавать − придумаем что-нибудь, а там поверят на слово. Да, вас предупреждали, что отсутствие аукционной истории у автора обычно становится серьезным препятствием при попытке дальнейшей перепродажи его произведений. Для аукционов это сигнал, что ликвидность низкая (если не нулевая), а с реальными ценами вообще непонятно. Но стоит ли об этом думать заранее?

Полотно "Сеятель". Художники: Ося Бендер и Киса Воробьянинов

Вредный совет 2. Не слушать профильные советы и рекомендации для начинающих коллекционеров и полагаться исключительно на собственное «а мне нравится». Скорее всего, все, кто покупал картины до вас, ничего не понимали ни в искусстве, ни в ценах. Поэтому эти простофили попросту не заметили массу классных и дешевых произведений, которые вскоре просто обречены вырасти в цене.

Вредный совет 3. Покупать заведомо дорого работы малоизвестных авторов. А «дорого» − это сколько? По нашей практике верхняя планка эмоциональных покупок после кризиса 2014 года установилась на уровне 30 000 рублей. Это примерно те деньги, которыми коллекционеры готовы безболезненно рискнуть: просто понравилось – решил купить, без всяких серьезных коммерческих ожиданий. Но вот когда уговаривают купить не за 30 000, а за 300 000, то… Чего-то ужасного в этом тоже в принципе нет, но про инвестиционный аспект лучше сразу забыть. Считайте, что вы просто приятно потратили деньги и, скорее всего, на доброе дело.

Вредный совет 4. Рассуждать так: «если картина старая, иностранная и куплена на зарубежном аукционе − значит она ценная». На практике продать иностранного автора в России − это непростая задача. На московских аукционах даже в прежние сытые времена интереса к ним не было. А уж к западным картинам неизвестных художников − не было и подавно. Купить для удовольствия − пожалуйста. Но не для инвестиций.

Вредный совет  5. Ловить широким бреднем работы малоизвестных художников, в том числе авторов в начале карьеры. Всех новичков вдохновляют истории про Ван Гога, Баскию или Зверева. И все надеются купить свой счастливый лотерейный билет. Рынку от этого большая польза. Но надо понимать, что с точки зрения шансов на перепродажу это на 99% не инвестиции, а покупки ради удовольствия, «for fun». То есть, с потраченными деньгами лучше сразу мысленно попрощаться. Да, нельзя полностью исключать, что в бредень случайно попадет «золотая рыбка» − вот для нее и оставим 1% вероятности. Но не больше.

Вредный совет 6. Вложиться в самостоятельную «раскрутку» неизвестного, но симпатичного вам художника. Речь о том, чтобы броситься финансировать выставки, платить за создание каталогов, и еще как-нибудь грамотно тратить деньги на продвижение. План, конечная цель которого, − повысить стоимость картин в собственной коллекции. И ничего плохого в этом нет, я вас не отговариваю. Но если вы думаете о возвратности вложенных средств, то учтите, что риски в этом деле сегодня − просто запредельные. Начать с того, что на продвижение уйдут годы, и никто не может знать, через сколько наступит эффект. Даже если все делалось правильно, «по учебнику», то все равно проект может «не полететь» по массе непредсказуемых причин и обстоятельств. И, наконец: тратить деньги будете конкретно вы, а выгодой от роста цен воспользуются все владельцы работ. И многие из них скажут спасибо, и начнут продавать по ценам лучше, чем у вас. В таких историях с продвижением даже профессионалы порой терпят фиаско. А уж новичку с инвестиционными планами туда лучше бы вовсе не соваться.

Вредный совет 7. Сильно полагаться на знакомства − целиком доверять мнениям «знакомого» продавца, художника и других советчиков. Может все и будет нормально. А может нет. Случаев злоупотребление доверием, когда кто-то «добрый» насоветовал новичкам − пруд пруди. Правильное поведение с самого начала коллекционирования – это слушать всех, но думать своей головой. Деньгами, в конце концов, рискуете только вы.

Вредный совет 8. Гнаться за громкими именами, не вникая в детали. Тут объясню без сарказма, чтоб не запутать − вопрос уж слишком важный. У художника, будь он сколь угодно известным, есть как особо ценные периоды в творчестве, так и малоценные. Ценный период − это когда уже найден свой путь в искусстве, сформировалась характерная творческая манера, а сил и энергии еще предостаточно. Ну, а малоценными обычно являются периоды ранних поисков или, наоборот, поздние годы, когда уходит энергетика. Соответственно, на ценный период всегда будет достаточно желающих, а на работы малоценного периода спрос будет гораздо ниже. То же касается законченности произведений. Наброски, эскизы, рабочие и незаконченные вещи продать обычно намного сложнее, несмотря на громкие имена. И дорожают они куда медленнее, чем хорошие законченные работы.

Вредный совет 9. Верить любым историям успеха. Любым небылицам об арт-бизнесе. Самые известные из них – про то, как чей-то знакомый дилер перепродает работы малоизвестных художников за $5 000 – 10 000 – 15 000. А еще, про то, что в России есть масса людей, которые деньги вообще не считают: и им потратить что 5000 рублей, что 5000 долларов за картину – все едино. Ну и, конечно, стоит послушать чудесные разговоры про то, «если срочно понадобятся деньги – без проблем продашь за что купил». Вот эта последняя – просто самая опасная из небылиц. В честь нее – следующий важный «вредный совет». Самый вредный.

Вредный совет 10. Не пробовать продавать ранее купленные картины. Покупайте без остановки. Копите, храните, «солите». А с продажей всегда тяните до последнего момента. Пока не припечет окончательно. До этого даже и не вздумайте выставлять ранее купленное на аукционы или предлагать в галереи. Вы же коллекционер, а не «барыга» какой-то, правда? Предлагать свои картины продавцам, посредникам – знаем мы их, там же жулье сплошное. Начнут «цену сбивать», называть цифры в десять раз ниже, чем вы сами покупали. Да еще и жаловаться будут, что продать нелегко. Право, лучше сидеть на месте и думать о том, что искусство всегда растет в цене.

Вредный совет 11. Играть против рынка и бросаться покупать работы непонятно почему дешевеющего художника. Искусство – это не биржевой товар, где цены сегодня упали, а завтра «отрастут». Если картины художника начали заметно дешеветь, то все может оказаться всерьез и надолго. Почему? Например, происходит естественный пересмотр значения для истории искусства, падает интерес коллекционеров. Или бывает так, что цены росли из-за фазы активной раскрутки, а потом возможности движущих сил (наследников, галеристов и т.д.) иссякли. И все пошло на спад. Причин может быть много, нужно анализировать. Важно не бежать покупать сломя голову в надежде, что цены как минимум восстановятся на прежних уровнях.

Вещи вроде бы простые. Тем не менее, на эти грабли наступали и продолжают наступать многие начинающие коллекционеры. Самая большая ошибка − впасть в грех самоуговоров: «нельзя быть как все», «колея эта только моя», «просто надо подождать подольше», «нужно выждать момент» и пр. А набить пару шишек и быстро сделать выводы – это совершенно нормально. Может даже полезно. Ну а самым большим терапевтическим эффектом обладает пункт 10. Просто пробуйте периодически продавать ранее собранное: пелена быстро спадет с глаз и опыт накопится просто бесценный». Отсюда. Фото: © ТО «Экран» / ВГТРК.

This entry was posted in Деньги, Коллекция and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.