Николай Богданов-Бельский

Имя русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868-1945) ныне подзабыто, хотя некоторые из его работ считаются хрестоматийными: «Новая сказка» (1891), «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1895), «У постели больного учителя» (1897). Его принято называть «певцом» деревенского быта, но при этом он еще и замечательный портретист, мастер жанровой композиции. Богданов-Бельский был внебрачным сыном батрачки из деревни Шитики Бельского уезда Смоленской губернии. Учился в церковно-приходской школе, затем в школе С. А. Рачинского в селе Татеве. В 1882 году Рачинский отдал мальчика в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры, а в 1884 году отправил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь наставниками художника стали известные педагоги В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, И. М. Прянишников. В 1894-1895 годах Богданов-Бельский совершенствовал мастерство живописи в Императорской Академии художеств у И. Е. Репина, потом уехал в Париж, где посещал студии Ф. Коларосси, Ф. Кормона. Работал в Мюнхене и в Италии. В 1903 году Николай Петрович окончил Академию, в 1905 году ему было присвоено звание академика, а в 1914 он стал действительным членом Академии художеств. Живописец постоянно посещал село Островно на берегу озера Удомля, где жил и работал в имении местного помещика Ушакова. С 1895 года был членом общества передвижников, затем одним из основателей и председателем общества имени Куинджи. В 1920 году Богданов-Бельский уехал в Петроград, а затем в Латвию. Эмигрировать за границу художника убедила жена. Уезжал он налегке, оставив большую часть своих вещей и картин на хранение местным жителям. Верил ли в свое возвращение сам Николай Петрович, сегодня сказать трудно, но причины, побудившие его оставить Россию были, вероятно, гораздо более существенными, чем уговоры супруги. В эмиграции он продолжал писать портреты и жанровые картины. Во время Великой Отечественной войны находился на оккупированной немцами территории Латвии. Умер Богданов-Бельский 19 февраля 1945 года в Берлине, похоронен на русском православном кладбище Берлин-Тегель («Russischer Friedhof Berlin-Tegel»). В работах «крестьянского» цикла Богданова-Бельского чувствуется доброта и жизнелюбие. Не случайно, будучи уже известным художником, Николай Петрович получил письмо от одной учительницы: «Вы у нас один! Писать детей умеют многие художники, писать в защиту детей умеете только вы». И кстати, обратите внимание, начиная с первого десятилетия XX века в живописи мастера прослеживается явное влияние импрессионистов.

01-Н. П. Богданов-Бельский_Новая сказка. 1891Н.П. Богданов-Бельский_У-дверей-школы.1897.jpg24-Н. П. Богданов-Бельский_Автопортрет. 1915

This entry was posted in Живопись and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.