Шедевры Лейденской коллекции в Москве

Сегодня в главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина на Волхонке открывается выставка шедевров Лейденской коллекции Томаса Каплана (Thomas S. Kaplan) и его супруги Дафны Реканати-Каплан − одного из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII века. В экспозиции будут представлены восемьдесят два произведения, ни одно из которых ранее не выставлялось в России.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Минерва» (1635). Фото: © The Leiden Collection

Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» посвящена художественной жизни голландского Лейдена XVII века, рассказывает об истоках творчества Рембрандта, о его отношениях с соперниками и соратниками, а также о живописных традициях, которые сложились в эту эпоху. Посетители увидят шедевры Рембрандта ван Рейна (двенадцать живописных произведений и один рисунок), Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса (по одному произведению), Франса Хальса (две работы), Геррита Доу (девять работ), Яна Ливенса (четыре произведения) и нескольких других художников: Питера Ластмана, Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэля Метсю. Помимо этого, в экспозиции будет представлен уникальный рисунок Леонардо да Винчи «Голова медведя», хотя и не относящийся к вышеупомянутой эпохе, но представляющий интерес для любителей искусства. Выставка будет работать в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 28 марта по 22 июля 2018 года, а затем в Эрмитаже с 5 сентября 2018 года по 13 января 2019 года. Вердикт: СМОТРЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Создатель Лейденской коллекции Томас С. Каплан в интервью газете «The Art Newspaper Russia» так прокомментировал концепцию своего собрания: «Я помню, однажды пришел в Музей Гетти и увидел, как люди реагировали на одну из наших картин − «Портрет мальчика в плаще и тюрбане» Яна Ливенса.

Ян Ливенс «Портрет мальчика в плаще и тюрбане» (1631). Фото: © The Leiden Collection

Именно тогда я осознал: самое важное, что мы можем сделать как коллекционеры, − это делиться искусством с людьми. Правда, сначала я не хотел, чтобы наше имя ассоциировалось с коллекционированием, поэтому мы давали картины музеям анонимно. Cобирая картины множества художников − Рембрандта и его школы, мы накапливали не только сами полотна, но и информацию об этих работах и их авторах. В какой-то момент перед нами встал выбор: просто делиться с публикой картинами или поделиться с ней и всеми этими знаниями − но тогда нам пришлось бы выйти из тени. Мы решили, что дать людям доступ к информации для нас все-таки важнее, чем сохранять анонимность. Ведь таким образом мы могли воздать должное художникам, которых любим, показав их историческую важность и актуальность в наше время. Кстати, в России мы покажем больше работ, чем в других музеях. В Лувре было 30 картин, в Китае − 60–65, а к вам мы привозим 82.

Главное в Рембрандте − это то, что он изменил все. Он порвал с классической традицией, с самой концепцией того, что такое красота и к чему должны стремиться художники. Он перевернул весь ход истории искусства. Ван Гог был одержим Рембрандтом, Делакруа тоже, Тернер говорил, что Рембрандт − величайший колорист всех времен. Пикассо был абсолютно помешан на нем, а также Фрэнсис Бэкон… Рембрандт до сих пор продолжает влиять на художников. Его картины − это импрессионизм и даже экспрессионизм за сотни лет до Моне. Андре Мальро говорил, что Рембрандт был первым художником, который трогает душу. Он был революционером. Намеренно или нет? Он просто был верен себе. Для меня он стоит в одном ряду с Шекспиром, Достоевским и Эйнштейном − личностями, которые вышли за рамки своего времени и своей национальной культуры и в конечном итоге изменили ход истории.

Коллекционер Томас C. Каплан. Фото: © Sueraya Shaheen / © The Leiden Collection

Началось все с Лейденской школы, с первого ученика Рембрандта − Геррита Доу, затем мы перешли к другим ученикам, потом к другим городам Голландии, из Лейдена в Амстердам, затем мы начали коллекционировать картины художников делфтской школы, таких как Габриэль Метсю и Ян Вермеер, а также утрехтской − к ней относится Герард Терборх. Мы стали прослеживать связи между художниками и показывать, как они влияли друг на друга, и так коллекция росла. Первой работой Рембрандта, которую мы приобрели, был рисунок с изображением львицы. Что до его живописи, то первой картиной была «Женщина в белом чепце». Я был в восторге, что мне удалось ее купить, и, если бы тогда кто-то сказал мне, что через двенадцать лет большинство картин Рембрандта, находящихся в частных руках, окажется у нас, я бы не поверил. На самом деле, я считаю, нам безумно повезло: и что эти картины были в частных руках, и что люди согласились их продать. До того, как я начал собирать коллекцию, я и представить себе не мог, что картина Рембрандта может принадлежать частному лицу. Сознание того, что вы приобрели шедевр, что вы связаны с художником, которого любите, − особое чувство. Это огромная радость. Но еще большая радость для нас − то, что мы можем выставить эти картины, вернуть их публике. Мы изымаем их из частных рук и выставляем на всеобщее обозрение. Для нас в этом и заключается смысл собирательства.

Первое правило коллекционирования: покупайте то, что любите. Тогда вы не ошибетесь. Ведь в конце концов вы все равно умрете, и лучше наслаждаться тем, что вам нравится, пока вы живы. А если вы покупаете вещи, чтобы спекулировать ими, на этом пути всегда есть вероятность ошибки. Я бы не стал покупать искусство в качестве коммерческой инвестиции. Но у меня нет сомнений, что, если вы покупаете что-то, являющееся шедевром, частью цивилизации, вы всегда будете в выигрыше. Одна из причин, почему мы с женой достигали успеха, − это отношения с дилерами и аукционными домами. Нам звонили первым, потому что знали, что мы быстро принимаем решения. Мы были крупнейшими клиентами, но не злоупотребляли этим. Я всегда говорил: «Позвоните мне первому. Если мне это понравится, я вам сразу скажу и переведу деньги уже на следующей неделе». Очень быстро все поняли, что для нас это не временная прихоть, что мы собираем коллекцию с очень четкой концепцией. Мы быстро становились друзьями и начинали доверять друг другу. За одним или двумя исключениями, самые приятные деловые отношения в моей жизни складывались в мире искусства. У меня было 250 сделок, связанных с искусством, и почти все из них я вспоминаю с удовольствием. Это необычно для любой другой сферы». Полностью – здесь.

Фото: © The Leiden Collection / © Sueraya Shaheen / © The Art Newspaper Russia (2018).
This entry was posted in Выставки, Живопись, Коллекция and tagged , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.