Дизайн как профессия

«В дизайне законов нет. Не было и не будет» − гласит параграф 99 «Ководства» Тёмы Лебедева. Там же сказано: «Если бы дизайн был наукой (а дизайн − это такая же наука, как шахматы − спорт), можно было бы порассуждать, что бывает вот только так и никак иначе. Но дизайн, как всякий вид творчества, искусства, креативности (прости оспади), как всякий способ одних людей общаться с другими, как язык, как мысль, обойдет любые законы». Неплохо сказано, но мне больше нравится, как определяет сущность профессии дизайнер Анастасия Гилёва:

Дизайнер Анастасия Гилёва, фото: www.kadrof.ru«Принято считать, что дизайн − это творческая профессия. Это не совсем точно, так как результат творческой деятельности часто субъективен. Дизайнер − это скорее конструктор, который обладает определенным набором навыков и знаний, а не художник, который вкладывает в свой продукт свои ценности, свое видение мира. C помощью дизайна мы создаем инструменты для решения разнообразных задач. От дизайна кружки, где основная задача реализуется эргономическими решениями, до дизайна буклета, который служит инструментом коммуникации.

В идеальном мире, (а ведь мы все хотели бы жить в таком), работа дизайнера не должна ограничивается созданием макета. Так как макет − это только гипотеза решения, которое нужно воплотить и протестировать, получить результат отдачи от идеи и решения. И действовать далее, соответственно сложившимся показателям. Дизайн − это постоянный цикличный процесс, хоть в области визуальных коммуникаций и брендинге, хоть в области интерактивных решений. Но в реальном мире так бывает далеко не всегда. В подходе развития дизайнера все очень индивидуально. Конечно, необходимая база знаний должна быть. Под базой я имею в виду академические знания: форма, цвет, композиция и т. д. Эти знания можно получить самостоятельно или обучаясь на курсе. Но знать и понимать это не одно и то же. Понимание, за редким исключением, приходит только через практику, ошибки и опыт. Так что фраза: «учиться, учиться и еще раз учиться» здесь не актуальна. Я училась в одной из известных школ дизайна и могу сказать, что это был интересный и полезный опыт. Такое образование, безусловно, является преимуществом в глазах клиентов и при приеме на работу. При этом я считаю, что у каждого дизайнера свой путь развития и наличие профильного образования не гарантирует успех. Если вы знаете, как и куда вам необходимо развиваться, то возможно обучение станет лишней тратой денег и времени.

Чтобы когда-нибудь стать гуру, нужно выбрать направление, в котором максимально интересно развиваться. Не стоит пытаться угодить всем. Я никогда не слышала о высококлассном специалисте, который одинаково хорош в вэбе и 3D. Но также необходимо расширять свой кругозор, ведь самые интересные открытия и находятся на стыке смежных областей, и дизайн не исключение. Многие считают, что выбирать − это прерогатива заказчиков. Но дизайнер тоже должен уметь выбирать заказчика, и не только по обещанному бюджету. Иногда мы используем чек-лист для принятия трезвого решения по вопросу «стоит или нет работать с заказчиком?». Второй документ, который помогает мне создать прозрачные отношения с заказчиком, это регламент. В процессе общения с заказчиком я обсуждаю все условия работы максимально честно, избегая двусмысленностей. А также обязательно высылаю на почту свой регламент − одностраничный типовой документ, который содержит описание хода и условий работы, описание обязательств обеих сторон. И когда все всех устраивает, заключаем договор. Я сажусь за работу только тогда, когда уверена в том, что имею представления об ожиданиях заказчика. Клиент не обязан быть компетентным. И не все понимают, что дизайн должен помогать решать бизнес-задачу клиента, а не потворствовать его вкусовым предпочтением, тем более, что сам клиент может и не является целевой аудиторией своего бизнеса. Таких заказчиков нужно распознать заранее, на стадии переговоров и заложить риски итераций в стоимость. И самое важное. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, нужно определить ожидания клиента, а иногда и сформировать у него эти ожидания. С этим можно справиться при помощи подбора референсов и мудбордов. Далее зафиксировать эти ожидания письменно, согласовав этот документ с клиентом. Залогом успеха является четкая постановка задачи в виде ТЗ или брифа». Отсюда. Фото: © Анастасия Гилёва / www.kadrof.ru.

This entry was posted in Дизайн and tagged , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.