Никогда бы не подумал, что из нейлоновой ткани можно делать настолько реалистичных кукол, как у художницы из Массачусетса Лизы Лихтенфельц (Lisa Lichtenfels). Ее работы − это настоящие скульптурные портреты, в которых присутствует и фантазия, и юмор, и психологический характер. Уже более двадцати пяти лет Лиза работает с нейлоном, материалом не только нежным, но и капризным в обращении. Стоит его слегка зацепить, поцарапать, и по ткани уже побежала «дорожка», а это, к сожалению, необратимо. По этой причине художница не очень любит посылать своих кукол на выставки. Были случаи, когда персонал не сохранял специальный упаковочный материал для ее экспонатов и просто укладывал кукол в обычные коробки. В результате работы возвращались к автору испорченными.
Размеры произведений Лизы Лихтенфельц колеблются от двенадцати до шестидесяти сантиметров в высоту. В основе каждой куклы проволочный каркас, на него наслаиваются «мышцы» из волокнистого наполнителя, а сверху натягивается нейлон, который красиво имитирует кожу. Создать с помощью текстиля иллюзию живой плоти − настоящий дар, доступный только большим мастерам, и надо признать, Лизе Лихтенфельц это вполне удается. Каким же путем она пришла к идее делать авторских кукол из нейлона? Лиза с детства увлекалась рисованием и масляной живописью, окончила Филадельфийский колледж искусств, где изучала иллюстрирование и фильмопроизводство, затем поступила на работу аниматором в студию Уолта Диснея. В ходе работы над фильмами «Лис и Пес» и «Черный котел» у аниматоров образовался долгий период вынужденного простоя, и девушку привлекли в отдел аниматроники, где делали подвижных кукол-персонажей для мультфильмов. Там художница приобрела опыт изготовления проволочных «скелетов» для кукол. К этому времени идея работы с мягкой пластикой настолько ее захватила, что Лиза не задумываясь уволилась с киностудии, чтобы заниматься любимым делом. Еще учась в колледже, она познакомилась с художницей Джуди Джемпел, которая делала иллюстрации с использованием нейлона. Работы Джуди были плоскими, имели необыкновенно красивый внешний вид, но с обратной стороны в них торчала проволока и хлопковые нити. Лизе же всегда хотелось как-то преобразовать эти плоские изображения в настоящие трехмерные фигуры.
Со временем девушка научилась делать не только потрясающе убедительные скульптуры из нейлона, но и рассказывать с помощью своих персонажей целые истории. Вот, например, каким образом создавалась известная кукла «Принцесса Арсинуи, скачущая на страусе». Рассказывает автор: «Идея для этой работы зародилась давно, когда я увлекалась древнеегипетской иероглификой. В одной из книг я наткнулась на рисунок, возраст которого составлял почти четыре тысячи лет! Он изображал женщину, участвующую в страусовых скачках. Уже тогда я подумала: «О, интересная идея − древняя принцесса верхом на страусе!» А несколько лет назад я увидела документальный фильм о небольших увеселительных парках тридцатых-сороковых годов. В те годы люди уже начали обзаводиться машинами и по выходным все чаще выбирались отдохнуть за город. Многие сельские жители стали переоборудовать свои фермы в маленькие парки отдыха. На одной из таких ферм разводили страусов: их перья в то время пользовались немалым спросом. Попутно хозяева стали предлагать гостям оригинальное развлечение: клиенты могли прокатиться на страусе верхом, а потом еще и купить киноленту с записью своего «подвига». Похоже, что не все пленки были выкуплены; они довольно долго скапливались в амбаре, служившем офисом, пока кто-то не нашел их и не использовал в документальном фильме. Это очень забавные кадры: люди из сороковых годов, непривычно одетые, неуклюже пытающиеся управлять страусами. Так встретились две совсем разные идеи − древнеегипетская принцесса и нелепость попыток проскакать на страусе. Вместе они сотворили скульптуру». В настоящее время Лиза Лихтенфельц живет и работает в Спрингфилде. Ее куклы и инсталляции пользуются спросом у коллекционеров со всего мира. Более подробно с ее творчеством вы можете познакомиться на сайте художницы.