К сожалению, сегодня литературные журналы перестали играть какую-либо заметную роль в культурной жизни России. Почти все они находятся на грани исчезновения. О судьбе ежемесячных литературно-художественных изданий рассуждает главный редактор легендарного в прошлом журнала «Новый мир» Андрей Витальевич Василевский:
«К 2016-17 годам стало очевидно: формат, в котором работают толстые журналы, подошел к черте исчезновения − именно по финансовым причинам. Они пока как бы есть, эти журналы, но уже вплотную приблизились к закрытию (сначала − своих бумажных версий), не исчерпав в то же время своих культурных функций. В наши дни электронная версия литературного журнала (не говоря уже о новостных или политических СМИ) действительно становится основной. А вот бумажная – «дополнительной». Если ты сейчас присутствуешь лишь на бумаге (тиражом полторы, две, три тысячи), то тебя − без электронной версии − просто не существует. И наши авторы, получив свой бумажный авторский экземпляр, сами нам звонят и интересуются: а когда появится текст в «Журнальном зале» или на сайте журнала?
Есть такой портал, «Журнальный зал», где собраны многие литературные издания. Думаю, психология посетителей этого ресурса отличается от обычного сетевого пользователя. Человек, зашедший в «Журнальный зал», возможно, никогда и не держал в руках бумажный «Новый мир» или «Знамя». Но он точно знает, что это не просто литературный сайт, каких в сети – океан, он знает, что это электронное отображение «настоящих» бумажных журналов. Однако реальность такова, что исторически ушел в прошлое институт массовой подписки на периодику вообще – не только литературную. Что когда-то было нормой, стало исключением: когда кто-то в частном порядке за свои деньги подписывается на бумажную газету или журнал. Из чего, хотя бы теоретически, могут складываться доходы «толстого» журнала? Это упомянутая подписка, розничная продажа, библиотеки, государственная помощь, частные пожертвования, реклама.
Сразу отмечу: рекламы в таких изданий нет, так как они по своему формату и аудитории непривлекательны для рекламодателя. Чтобы стать привлекательными, они должны были бы так измениться, что получился бы совершенно другой продукт с тем же названием. Но мы и наши коллеги из «Знамени», «Октября» или «Дружбы народов» стараемся сохранить не просто название, но, прежде всего, саму природу наших изданий.
Следующий фактор − библиотеки. Все они, за исключением всем известных библиотек федерального значения, получают средства либо от субъектов федерации, либо от муниципалитетов. Хотя библиотечная сеть страны числится за Министерством культуры, оно их напрямую не финансирует. Даже если бы Минкульт получил какие-то дополнительные деньги из бюджета и передал их библиотекам на пополнение фондов, все равно он не мог бы сказать: вот мы вам переводим деньги, а вы их потратьте именно на такие-то литературные журналы по списку.
Розничные продажи. Все девяностые и нулевые годы редакции журналов неоднократно – коллективно и индивидуально – пытались выйти на какую-то коммерчески существенную розницу. Но на этот рынок серьезным литературным журналам путь закрыт. Потому что на деле пришлось бы работать или с несколькими киосками, что коммерчески бессмысленно, либо пытаться выйти на массовые розничные сети; но тут возникает всем известная «плата за вход», как в любую торговую сеть. Одна только «плата за вход» обессмысливает для нас дальнейшие продажи.
Остается только уповать на помощь государства, частных фондов. Как только Фонд Сороса прекратил свои программы, ни один наш российской фонд схожей инициативой не заинтересовался. Единственный журнал, получающий регулярную частную поддержку, – он и был, собственно, на деньги попечительского совета основан Алексеем Алехиным в начале девяностых – ежеквартальный журнал поэзии «Арион». И вот он более двадцати лет стабильно издается. Вернулся к государству екатеринбургский журнал «Урал». После перестройки он ушел в свободное плавание, но возвратился и стал областным учреждением культуры. Насколько я слышал, пришлось убеждать областную администрацию, как важно и престижно иметь свой литературно-художественный журнал. Теперь он имеет в региональном бюджете соответствующую строчку. Кстати, наверняка многие знают, что не один год его главным редактором был известный в стране и мире драматург Николай Коляда. Государственным – на уровне региона – является журнал «Север», издающийся в Петрозаводске. Наверное, и какие-то другие тоже.
Вряд ли федеральной власти вообще нужны государственные литературные издания. В наши проблемы вникает и помогает по мере возможностей Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (здание, между прочим, соседнее с помещением нашей редакции в Малом Путинковском переулке). Это ведомство уже который год оказывает грантовую помощь на реализацию так называемых «социально значимых» проектов. К сожалению, редакция не может в заявке написать, что мы, журнал «Новый мир», сами по себе социально значимый проект (хотя это так и есть). Мы каждый год заново пишем в заявке, что в следующем году часть публикаций будет представлять собой связный проект на определенную тему (допустим, «молодые писатели» и что-нибудь связанное с крупными юбилеями). И под этот проект – как бы находящийся где-то внутри журнала – просим помощь, потом за нее отчитываемся. Но практически все, что мы печатаем в рамках этих проектов, мы напечатали бы и так, так что эта грантовая форма нашу свободу не стесняет». Полностью интервью с редактором можно прочитать здесь.