Из цикла «Художник говорит».
«Я выбрал абстракцию, потому что мне нравится универсальность, своего рода общность. Мне никогда не хотелось создавать искусство как следствие, ограничивать себя чем-либо. Мое искусство интернационально, независимо, поэтому его можно выставлять везде.
Я больше рассматриваю Малевича как философа. Мне нравится, что он пишет о сложных вещах простыми словами. Но его живопись примитивна. В плане накопления опыта и отдачи, я считаю, моя живопись лучше. То же самое могу сказать о Пите Мондриане. Они были новаторами, поэтому важность их работ связана с датой их написания. Да, я не могу быть первым, зато могу быть лучшим. Стараюсь сфокусировать в своих полотнах все направления и влияния, которые прошли через меня, − даже японское и африканское искусство. У Малевича вы этого не найдете. Я давно люблю Россию и понимаю, что она травмирована своей историей. Я погружен в изучение вашей революции, которая, в частности, породила сумасшедших по энергетике художников. Равных в мире им нет. Нигде не родилось столько художественных движений в короткий срок. Я имею в виду и литературу. Но удивительнее всего, что русская революция, как и любая другая, несмотря на весь потенциал, сама себя и сожрала. А ее дети − в виде нового искусства − меньше чем через десять лет оказались отторгнутыми.
Меня всегда интересовало «другое»: другие точки зрения, противоположности, обратные стороны, поэтому, находясь на Западе, я смотрю на Восток. Наши чувства, наше восприятие искусства контролируются случайностями: тем, кем мы родились, мужчиной или женщиной, в каком обществе воспитывались, где росли. Меня всегда волновало, как можно избежать влияния этих случайностей. И потом, я слишком много читал о буддийской философии, чтобы игнорировать восточный тип мышления и восприятия мира. Мои работы медитативны, в них можно почувствовать дзен, а китайцы очень открыты ко всему. В них, в отличие от нас с вами, поменьше цинизма. Когда в искусстве появляется политический аспект, оно, на мой взгляд, глупеет и вдобавок не задерживается в истории надолго. Любая политика − это временно. Когда я работаю над картиной, то внутренне пуст и проникаюсь молчанием вселенной. Но иногда во мне пересиливает желание что-то сказать. Например, на моей свежей работе «Привидение» изображен американский флаг, где все звезды осыпались и их место занимает пистолет. Я создавал картину, размышляя о массовых убийствах и терактах. Глубокое заблуждение считать, что искусство остается послом гуманизма в современном мире».
Шон Скалли (Sean Scully) − ирландский художник-абстракционист.