Михаил Царев рассказал о своем опыте коллекционера современного искусства:
«… если ты покупаешь то, что тебе нравится, это собирательство, правильный и нормальный начальный этап. Но позже ты смотришь уже на то, насколько произведение вписывается в коллекцию, какое место оно там займет. И критерий я для себя выработал один − это актуальность. Мне интересна актуальность, то есть живущие сейчас художники, время, которое я сопережил, и темы, которые актуальны сейчас. Я исхожу из того, что если через сто лет выставить мою коллекцию, то люди должны понять или хотя бы задуматься о тех темах, которые были актуальны тогда. Мне, конечно, нравятся технически безупречно выполненные и красивые работы, которые больше относятся к классическому искусству, традиционному, но мне в них не хватает актуальности. Возвращаясь к инсталляциям, видео − у меня здесь нет ограничений. Если я понимаю, что работа задевает, касается темы взаимоотношений, темы конфликтов, темы поиска себя − неважно, самое главное, что она интересна для общества в данный момент, и если она передана в видео, или в инсталляции, или в объекте, то я с удовольствием, если есть возможность, покупаю.
Невозможно отказаться от прямых контактов с художниками. Ведь когда к тебе обращаются авторы − многие из них бывают в тяжелых ситуациях, − им нужно помогать, и я считаю, что это правильно. В свое время еще одной целью Клуба коллекционеров была позиция покупать произведения искусства через галереи. Мы считали, что это часть цивилизованного арт-рынка, и даже несмотря на дружбу и общение с художниками мы стремились покупать работы на выставках в галереях. Это была часть развития новой арт-инфраструктуры. И, конечно, люблю бывать на ярмарках современного искусства и покупать там. Ярмарки − это правильное место для приобретения произведений, хотя, к сожалению, в последнее время из-за сильной занятости не часто удается вырваться.
Самая интересная история связана с приобретением работы Сергея Шутова «Свет поднебесный», которая демонстрировалась на выставке «Мастерские Арт Москвы» в ЦДХ где-то в 2003-м или 2004-м, когда после ярмарки нескольким художникам выделялось выставочное пространство под персональные проекты. Инсталляция представляла собой прочерченную на стене черную линию с размещенными над нею несколькими кристаллами Сваровски. Мы с Сергеем тогда долго думали, как эту работу можно было бы купить, потому что это ведь всего лишь черта на стене! И было принято решение, что он продублирует эту черту на рулоне бумаги. Самое забавное было слышать потом комментарии моих друзей, когда изображение этой работы появлялось в каких-либо журналах. Они говорили: «Платишь деньги за черту на стене? Может быть, я тоже могу тебе что-нибудь нарисовать?».
У меня был период лет пять-шесть назад, когда я устал от этого. Мне просто не хотелось больше коллекционировать. Я понял, что все, нет никакого интереса. А до того момента я действительно никогда ничего не продавал. Я считал: ну ладно, даже если нелюбимое, но мое, не буду ни с чем расставаться. Должен сказать, что я склонен к эзотерике, и я обратился за советом к одному человеку, который увлекается разными восточными практиками. Он мне сказал: «Наверное, у тебя энергетика закупорилась, тебе нужно от чего-то избавиться из своей коллекции». Действительно, было ощущение, что вот смотришь на работы, они где-то не так расставлены, где-то разбросаны по разным местам, нет никакой структуры, начинаешь себя накручивать: зачем это все? И он сказал, что мне нужно что-то продать, чтобы выходила энергия, это как жизненный сосуд. И знаете, я составил список и продал несколько работ в Москве и в Мюнхене − официально, везде подписывал, что это из коллекции Михаила Царева. Продал немецкие работы, потому что понял, что уже не сделаю себе имя как коллекционер европейского искусства, хотя пара художников уже была довольно известных; французские работы тоже продал, которые в свое время активно покупал. И знаете − прямо полегчало. И не просто полегчало, а мне снова захотелось этим заниматься! Было приятно, что работы с аукционов ушли за бóльшие деньги, чем были приобретены.
Я стараюсь обновлять домашнюю экспозицию, поэтому часто достаю, меняю работы, а так как еще и переезжаю часто, то всегда с новыми квартирами соответственно появляются новые возможности. Правда, иногда я покупаю такие тяжелые по энергетике работы, которые точно дома не разместишь. Это именно коллекционные работы, а не интерьерные. По пути создания своего музейного пространства я не пойду. Я больше рассматриваю варианты выставочного показа в каком-либо музейном пространстве, и сейчас ведутся определенные переговоры по этому вопросу. Какие-то работы мне хотелось бы отдавать в долгосрочную аренду. Хотелось бы, чтобы они не стояли упакованными, а были показаны». Отсюда.