Из интервью Юрия Любимова

Вспоминая Юрия Петровича Любимова в день его столетнего юбилея, приведу несколько выдержек из прижизненных интервью режиссера, касающихся проблем современной отечественной сцены.

Юрий Любимов, фото: РИА Новости / ТАСС«Режиссер должен следить за тем, что он создал, хотя этого не понимает зритель, который пришел в театр посмотреть на актера. Он думает, что играет актер, а режиссер только подсказывает, откуда ему выйти и куда уйти. Репертуарный театр − очень сложная структура. Мы в России хоть и гордимся ими, но не всегда понимаем, как в них работать. Хотя бы раз-то в месяц каждый спектакль актеры должны сыграть? Должны. Иначе они забывают его партитуру: речевую, музыкальную, пластическую. А я всегда ругаю актера: не заискивай − раз, умей беседовать со зрителем − два. Говори не вообще кому-то, а-парт, а поговори с кем-то конкретным, или с несколькими людьми в зале. И тем, кто сидит на балконе, тоже что-то скажи. И всегда выстраиваю актерскую партитуру: эту фразу ты говоришь от театра, а вот тут скажи от себя − как ты это понимаешь, так и скажи. Говоря по-провинциальному, прошу его сменить тон. Репетируя «Горе от ума», я поразился: как скрупулезно практически все актеры XVIII-XIX века относились к своей работе, как записывали звуковую партитуру роли. И она была даже у великого Мочалова. Даже изменение тона было расписано по стихам.

В России так сложилось, что директор театра всегда конфликтует с его художественным руководителем. При всех режимах они не облегчали, а осложняли мне жизнь. И создавали проблемы: «Этого сделать нельзя, потому что у театра нет денег. А этого − потому, что эта идея противоречит генеральной линии партии, соцреализму или еще какой-нибудь линии». Линии выдумают политики, ни одна из них искусству ничего хорошего не приносит. Да и не люблю я нынешних российских менеджеров. Эта должность не имеет никакого отношения к искусству. Режиссеру нужно, прежде всего, быть в курсе инноваций, как теперь говорят. Много читать, быть в курсе того, что происходит в мировом искусстве, ездить за западные театральные фестивали, смотреть, что там и как.

Посмотрите на список убиенных, уничтоженных и растоптанных талантов: думаю, ни в одной стране мира нет столь же скорбного ряда, как у нас. Нигде так не издевались над отечественной культурой, как в России. И не только власть тому виной, коллеги тоже руку приложили. Таирова артисты до сумасшествия довели, несчастный ходил по городу, искал афиши со спектаклями Камерного театра… И на Станиславского его ученички, включая Леонидова и Судакова, строчили доносы. Мол, готовы взять руководство театром на себя, повести в нужном направлении. Если бы Сталин не вмешался, сожрали бы учителя с потрохами. Десятилетия прошли, но ничего не изменилось. Со мной ученица судилась за то, что сделал ей замечание, указав, как играть. И выиграла процесс. Ну не глупость ли? Спросите любого из моих коллег: режиссер − должность беспощадная. Приходится быть жестким, по-другому нельзя. Артисты порой как клопы в диване: попьют чужую кровь, забьются по щелям и сидят тихонько. Моя задача − выковырять их оттуда, не имею права поступать иначе. Если бы только жалел всех да вытирал сопли, не было бы «Таганки». А теперь, боюсь, уже и не будет. По крайней мере той, прежней. Страница перевернута… Таланты даются сверху, и никакого отношения к правительству России не имеют. А вот мастерство − в наших руках. У нас сама система театральной жизни, воспитание, педагогика хуже, чем это было в императорских театрах. Я излагал это властям, вроде со мной согласились, но то ли кризис помешал, то ли еще что…

Сейчас в России вводят капитализм. Он пока дикий и будет таким очень долго. И никто к нему не готов. А я уже прошел школу капитализма, когда меня попросили покинуть СССР и лишили гражданства, что было довольно глупо с их стороны. Хотя я всегда открыто говорил то, что думал. Например, пророчил чиновникам, что хороший хозяин выгонит их лет через двадцать, но они этого не хотели понять. В массе своей у наших людей несвободное мышление: на нас гаркнут, мы тут же и скиснем. Хотя есть свободные люди и среди нашего брата, но это очень дорого каждому из нас стоило».

Подготовлено по материалам Благотворительного фонда развития театрального искусства Ю. П. Любимова. Фото: © РИА Новости / ТАСС.
This entry was posted in Театр and tagged , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.