Ход коллекции подобен ходу эскадры

Коллекционер Роман Данилович Бабичев с начала девяностых годов прошлого века приобретает произведения русской живописи, графики и скульптуры. В интервью газете «The Art Newspaper Russia» он делится своим опытом собирателя. Вот лишь небольшие выдержки из этой статьи:

«Cоставление хорошей коллекции − действительно творческий акт, требующий знаний, глаза и вкуса, точной концепции собрания, а кроме того, безжалостности к средним и неинтересным вещам. Соломон Шустер любил цитировать чью-то мудрость, что ход коллекции подобен ходу эскадры, он определяется ее самым тихоходным судном: как только оно тонет − эскадра идет быстрее. Когда смотришь какое-нибудь собрание, сразу видны слабые вещи, и, если их убрать, коллекция сильно выигрывает.

Коллекционер Роман Бабичев, фото: Ольга Ахметьева

В мир собирательства я пришел без какого-либо опыта, не имея знакомых коллекционеров и продавцов искусства. Поэтому избрал тактику приобретения вещей в наследиях художников, что было для тех лет очень удачным решением: музеи уже себе что-то отобрали, а коллекционеров пока еще интересовало творчество дореволюционных авторов. Многие наследия 1930-х годов выглядели нетронутыми. Мое собирательство можно условно разделить на четыре этапа: с 1992 по 1996 год − московская школа живописи, включая начало XX века; с 1996 по 2001 год − ленинградское довоенное искусство; затем − скульптура. Мне опять повезло: я начал собирать скульптуру одним из первых, и сегодня у меня порядка 500 работ в гипсе, керамике, дереве, металле, стекле и фарфоре. Вообще, советскую скульптуру собирать сложно: она не производилась для частного потребления, а только по госзаказам для парков, заводов, санаториев, что подразумевало исполинские размеры. Подготовительные эскизы в гипсе чаще всего уничтожались при смене владельца мастерской после смерти предыдущего. И последний этап − коллекционирование искусства второй половины XX века. Здесь я подхожу очень избирательно, предпочитая художников, пластически связанных с предыдущей частью собрания: экспрессионистов (Павел Никонов), метафизиков (Дмитрий Краснопевцев, Владимир Вейсберг), художников, по-новому работающих с пространством (Андрей Васнецов, Николай Андронов).

Приобретение работ в наследиях имеет массу плюсов. Вы узнаете много нового о художнике, если наследники ему соответствуют. Вы можете выбирать вещи, в то время как в галерее или на аукционе вещь часто одна и выбора нет. Цена может отличаться от аукциона в лучшую для вас сторону. И главный момент: перебрав несколько раз сотню-другую работ, вы видите и на всю жизнь запоминаете, как выглядят подлинные вещи этого художника, какие он использовал холсты, подрамники, краски, гвозди, каким почерком и каким цветом нанесены надписи на оборотах картин, как работы старятся и обвисают, характер кракелюра и шелушения красочного слоя. Этот опыт бесценен для коллекционера и для эксперта.

В начале 1990-х, после перестройки и краха Союза, экономическая ситуация в стране была сложной, обедневшие партийная номенклатура и высокопоставленные научные работники были вынуждены расставаться с произведениями искусства. Многие наследники художников были в похожей ситуации. Цены в этот момент были не очень высокими. По мере того как в России складывался класс богатых людей и коллекционирование становилось модным и престижным, цены стремительно росли. Даже сейчас, несмотря на кризис, цены на истинные шедевры не снижаются. Средние вещи, конечно, теряют в цене. Сложно точно сказать, насколько выросли цены по сравнению с 1992 годом, но я думаю, что предмет, который стоил тогда от $500 до $1 тыс., сегодня стоит от $5 тыс. до $25 тыс. Такой рост объясним, скорее, низкой начальной ценой. Ну никак музейная вещь не может стоить $500–1000! Это было вызвано перекосами советской экономики.

Что для вас означает правильное управление коллекцией?

О, это очень просто. Всего несколько пунктов. Пополнение собрания (в соответствии с концепцией), а также ревизия его качества с целью выбраковки слабых и дублирующихся работ. Фотографирование, описание, учет в современной компьютерной программе. Форматирование, структурирование собрания: нужно четко понимать, из каких блоков или разделов оно состоит, представлять их состав, и тогда будет ясно, есть ли необходимость в развитии. Хранение, страхование, по необходимости экспертиза и атрибуция, реставрация, оформление для экспонирования. Популяризация собрания: предоставление отдельных работ на тематические выставки, устройство выставок собрания, публикация произведений в печатных изданиях. Научное исследование собрания на предмет его уникальности и новизны, публикация статей, издание каталога. Наконец, анализ и пересмотр концепции собрания с целью его совершенствования».

Фото: © Ольга Ахметьева / The Art Newspaper Russia (2017).
This entry was posted in Коллекция and tagged , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.