Папаша Луи

4 августа 1901 года родился самый известный джазовый исполнитель XX века Луис «Сатчмо» Армстронг. Его неподражаемый голос и сочные импровизации на трубе узнают даже те, кто совершенно не интересуется этим направлением музыкальной культуры. Он стал одной из икон эпохи свинга, и если бы возникла необходимость составить рейтинг самых ярких и самобытных музыкантов прошлого столетия, не сомневаюсь, − в жанре джаза ему не было бы равных. Дюк Эллингтон называл Сатчмо самой сутью джаза, да и сам музыкант признавался, что работа для него всегда на первом месте: «Когда я поднимаю эту трубу, все уходит на второй план. Я перестаю чувствовать мир вокруг. Я не хочу миллион долларов. И не хочу медалей. Я живу этой трубой. Поэтому я женился четыре раза. Девушки не живут со мной, как я с трубой». Армстронг действительно был женат четыре раза, отличался завидным жизнелюбием и чувством юмора, но несмотря на всемирную славу и богатство, до конца своих дней помнил о своем нищем нью-орлеанском детстве и о том, что такое быть негром в Америке 20-40 годов. Кстати, о юморе. Вот один из анекдотов, рассказанных им со сцены во время концерта в Ричмонде в 1953 году: «Мама однажды послала меня за водой – это было в деревне, где она родилась. Я вернулся пустой: мама, говорю, там в воде крокодил! Она в крик: «Иди снова, без воды не возвращайся! Подумаешь, крокодил! Он испугался тебя также, как ты его». А я тогда говорю: «Мам, если он испугался меня так же, как я, то эту воду пить нельзя!» Естественно, публика валится на пол от смеха.

Луи Армстронг, фото: Getty Images

Надо отметить, что родители маленького Луи практически не занимались его воспитанием, и он с семи лет фактически жил и работал в семье еврейских иммигрантов Карнофски – выходцев из Литвы. Именно они дали мальчику деньги на покупку своего первого корнета. И если кто не знает, именно в память о семье Карнофски негритянский музыкант всю жизнь носил на груди звезду Давида.

Музыкально Армстронг проявил себя не только в диксиленде, биг-бэндах и эстрадных шоу. Джазмены эпохи кул-джаза позднее не раз упрекали его в том, что он «стелется перед белыми». Наверное Майлзу Дэвису и другим очень не нравилось, что Сатчмо с удовольствием поет популярные хиты, выступает на телевидении и снимается в Голливуде. Но тем не менее, как исполнитель и шоумен Луи Армстронг был превосходен во всем, за что брался.

«Его тон был насыщенным и ясным, атака − чистой. Он великолепно владел верхним регистром, мог исполнять в быстром темпе самые сложные пассажи. Оглядываясь на творчество Армстронга, поражаешься тому, какое огромное воздействие оно оказало на музыку XX века» − писал о музыканте исследователь джаза Джеймс Линкольн Коллиер. А вот что говорил об Армстронге продюсер Джордж Авакян: «Он был наиболее одаренным и искусным из всех импровизаторов джаза. Хотя тогда еще и не было такого термина, но именно он «свинговал» больше, чем кто-либо другой, − сплошь и рядом тусклое исполнение любого номера озарялось искрой жизни, когда Луи начинал свое соло, даже если это соло длилось всего восемь тактов. Как новатор, он ввел в джаз множество новых приемов и внес ряд свежих идей, которые потом становились клише для других музыкантов, но из них опять же появлялись новые ростки хорошей музыки, которые благодаря Луи становились знакомыми каждому человеку в джазе».

This entry was posted in Весь этот джаз and tagged , , , , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.