4 августа 1901 года родился самый известный джазовый исполнитель XX века Луис «Сатчмо» Армстронг. Его неподражаемый голос и сочные импровизации на трубе узнают даже те, кто совершенно не интересуется этим направлением музыкальной культуры. Он стал одной из икон эпохи свинга, и если бы возникла необходимость составить рейтинг самых ярких и самобытных музыкантов прошлого столетия, не сомневаюсь, − в жанре джаза ему не было бы равных. Дюк Эллингтон называл Сатчмо самой сутью джаза, да и сам музыкант признавался, что работа для него всегда на первом месте: «Когда я поднимаю эту трубу, все уходит на второй план. Я перестаю чувствовать мир вокруг. Я не хочу миллион долларов. И не хочу медалей. Я живу этой трубой. Поэтому я женился четыре раза. Девушки не живут со мной, как я с трубой». Армстронг действительно был женат четыре раза, отличался завидным жизнелюбием и чувством юмора, но несмотря на всемирную славу и богатство, до конца своих дней помнил о своем нищем нью-орлеанском детстве и о том, что такое быть негром в Америке 20-40 годов. Кстати, о юморе. Вот один из анекдотов, рассказанных им со сцены во время концерта в Ричмонде в 1953 году: «Мама однажды послала меня за водой – это было в деревне, где она родилась. Я вернулся пустой: мама, говорю, там в воде крокодил! Она в крик: «Иди снова, без воды не возвращайся! Подумаешь, крокодил! Он испугался тебя также, как ты его». А я тогда говорю: «Мам, если он испугался меня так же, как я, то эту воду пить нельзя!» Естественно, публика валится на пол от смеха.
Надо отметить, что родители маленького Луи практически не занимались его воспитанием, и он с семи лет фактически жил и работал в семье еврейских иммигрантов Карнофски – выходцев из Литвы. Именно они дали мальчику деньги на покупку своего первого корнета. И если кто не знает, именно в память о семье Карнофски негритянский музыкант всю жизнь носил на груди звезду Давида.
Музыкально Армстронг проявил себя не только в диксиленде, биг-бэндах и эстрадных шоу. Джазмены эпохи кул-джаза позднее не раз упрекали его в том, что он «стелется перед белыми». Наверное Майлзу Дэвису и другим очень не нравилось, что Сатчмо с удовольствием поет популярные хиты, выступает на телевидении и снимается в Голливуде. Но тем не менее, как исполнитель и шоумен Луи Армстронг был превосходен во всем, за что брался.
«Его тон был насыщенным и ясным, атака − чистой. Он великолепно владел верхним регистром, мог исполнять в быстром темпе самые сложные пассажи. Оглядываясь на творчество Армстронга, поражаешься тому, какое огромное воздействие оно оказало на музыку XX века» − писал о музыканте исследователь джаза Джеймс Линкольн Коллиер. А вот что говорил об Армстронге продюсер Джордж Авакян: «Он был наиболее одаренным и искусным из всех импровизаторов джаза. Хотя тогда еще и не было такого термина, но именно он «свинговал» больше, чем кто-либо другой, − сплошь и рядом тусклое исполнение любого номера озарялось искрой жизни, когда Луи начинал свое соло, даже если это соло длилось всего восемь тактов. Как новатор, он ввел в джаз множество новых приемов и внес ряд свежих идей, которые потом становились клише для других музыкантов, но из них опять же появлялись новые ростки хорошей музыки, которые благодаря Луи становились знакомыми каждому человеку в джазе».