Художник Владимир Глухов продолжает делиться секретами старых мастеров. Сегодня разговор пойдет о том, как продлить жизнь кисти для живописи (точнее, самой употребимой для масляной живописи кисти − щетинной). Может быть, кому-то это будет актуально, учитывая, что кисти подчас недешевы, да и жалко выбрасывать инструмент, который еще способен прослужить какое-то время:
«Как вы знаете, кисть состоит из трех частей: ручки, стакана (металлической трубки) и рабочей части − щетины. Так вот ранее (а теперь только на некоторых заводах), щетину крепили внутри трубки-стакана при помощи канифоли. Когда рабочая часть кисти − щетина стачивалась о холст и становилась малопригодной для работы, мы, в свое время, делали так. Держали стакан над огнем. Спички, зажигалки − лучше всего, свечки. Канифоль внутри стакана плавилась и закипала… Осторожно, не спеша, мы тянули щетину и она легко выдвигалась из стакана. Рабочая часть удлинялась и вновь становилась пригодной для работы. Так можно было продлевать жизнь кисти до трех, четырех раз. Но во многих кистях (в советское время, например − китайских), а теперь почти во всех российских, щетина крепится внутри стакана нерастворимыми клеями. Таким образом производители принуждают художников покупать больше кистей к своей вящей выгоде. Но и в этом случае я изобрел метод, продлевающий жизнь кисти в три раза. В четыре уже почти никогда не получается, ибо производители делают общую длину щетины намного короче. Сволочи. В общем: берем кисть, аккуратно зажимаем ее в тиски (нет тисков, крепко держим ее левой рукой) и пилкой по металлу, на сантиметр-полтора ниже верхней кромки стакана делаем надпил. Лучше не делать надпил сквозным пропилом, ибо можно повредить щетину. Потом переворачиваем кисть на другую сторону и делаем такой же надпил на другой стороне стакана. Затем берем плоскогубцы и осторожно покачивая надпиленную часть стакана, отделяем ее от основного тела стакана. Когда такая часть отделится от тела стакана, превратится в эдакую «юбочку» вынимаем ее через щетину вон. Рабочая часть кисти удлиняется и снова готова к работе.
Бывает, что по разным жизненным ситуациям мы забываем помыть кисть или оставить ее в кистемойке. Кисть с остатками масляной краски высыхает и превращается в камень. Не отчаивайтесь! А лучше имейте пачку-две КАУСТИЧЕСКОЙ соды. Именно КАУСТИЧЕСКОЙ! Делаем на ее основе крутой водный раствор и опускаем в него кисть. Обычно хватает недели, чтобы засохшее масло растворилось и кисть вновь обрела свои рабочие качества. У этого способа один недостаток. И то, этот недостаток, как таковой, воспринимают не все художники. После содовой процедуры, щетина значительно теряет свою упругость и становится мягкой. Типа − пушистой. Но это все же лучше, чем выкинуть кисть вовсе. Не правда ли?
А лучше кисть все же иногда мыть с мылом! Даже, если вы используете кистемойку постоянно. Дело в том, что со временем кисть теряет свою правильную форму. «Распушивается». Вот для того, чтобы поправлять форму кисти время от времени и используется нижеприведенный метод. После того, как мы помыли кисть при помощи хозяйственного мыла или стирального порошка, надо рабочую кисть вместе со стаканом, обернуть бумагой. Бумага должна быть тонкой, например − газетной, и легко пропитываться водой. Слюной, например.
Если кисть плоская, то мы плющим обертку вместе со щетиной (щетина должна быть мокрой после мытья) и даем всему этому свертку хорошенько просохнуть. То же самое, для круглых кистей. Только в случаях с круглыми кистями мы так же туго и плотно закутывая в бумагу щетину, придаем свертку форму правильного конуса. После того, как сверток, как следует просох (день-два) мы снимаем бумагу и видим, что кисть вновь приобрела идеальную рабочую форму». Отсюда.