Осенью прошлого года европейский арт-рынок всколыхнул скандал, связанный с подделками картин старых мастеров − Франса Хальса, Лукаса Кранаха Старшего и др. Удрученные полученным опытом, эксперты аукционного дома Sotheby’s начали проводить более тщательную проверку полотен, поступающих на торги. На базе недавно выкупленной аукционным домом фирмы «Orion Analytical» был создан Департамент научных исследований, в задачи которого, в частности, входит проведение химического анализа холстов и красочных пигментов. И вот первые результаты проведенных исследований. Химический анализ красочного слоя картины «Святой Иероним», приписываемой кисти маньериста Джироламо Франческо Мария Маццола (Girolamo Francesco Maria Mazzola) (1503–1540), более известного как Пармиджанино (Parmigianino − от итал. «житель Пармы»), заставил усомниться в подлинности шедевра. Ведущий специалист департамента Джеймс Мартин (James Martin) изучил двадцать один образец красочного слоя и в каждом из них обнаружил синтетический зеленый фталоцианиновый пигмент, впервые примененный спустя четыре века после смерти Пармиджанино. Sotheby’s уже признал свою ошибку и пообещал вернуть покупателю уплаченные за картину в 2012 году 842 500 долларов. Правда, возникла проблема со сдатчиком, французским искусствоведом, отказавшимся возвращать свою долю от вырученной суммы − 672 000 долларов. (С искусствоведами это известная история, − вспомним хотя бы дело Елены Баснер, − они никогда не виноваты). В итоге аукционный дом вынужден был подать на сдатчика в суд.
Помимо «Святого Иеронима», пока еще только три работы открыто названы сомнительными: это «Венера» (1531) Лукаса Кранаха, проданная три года назад лондонской галереей за 6 000 000 фунтов стерлингов в коллекцию принца Лихтенштейна; «Мужской портрет» Франса Хальса, проданный с аукциона Sotheby’s за 8 400 000 фунтов стерлингов; и «Давид с головой Голиафа» Орацио Джентилески, приобретенный с аукциона молодым коллекционером.
До сих пор неизвестно, кто является автором всех этих блестящих подделок, беспрепятственно проданных через галереи и аукционные дома. К примеру, работу приписываемую Джентилески, в 2014 году даже экспонировали на правах аренды в Лондонской Национальной галерее. Пока лишь известно, что многие вещи прошли через руки французского арт-дилера Джулиано Руффини (Giulano Ruffini). Источник. Все фото и изображения: © Sotheby’s.