«В Эрмитаже открылась выставка мудрого художника Яна Фабра. Все смотрят на натюрморты Снайдерса и думают, как они красивы. Но срезанные плоды, убитые животные − напоминание о смерти. Стоит представить на секунду, как пахнет «Лавка дичи» или «Рыбная лавка» Снайдерса. В его натюрмортах есть второй смысл. Глядя на них, человек должен видеть мастерство художника и думать о том, что жизнь проходит. Поэтому Фабр между картинами вставляет черепа. Вспоминайте! Напротив он располагает чучело павлина, которое держит скелет. Вспоминайте! Свое изображение он ставит вплотную к картине так, что из носа «течет кровь». Слишком близко к искусству приближаться опасно. У Фабра всюду сложные смыслы.
Его инсталляции с чучелами кошек и собак в Главном штабе шокируют. Но это напоминание о варварском отношении к животным, о чем свидетельствует даже название. Надо не возмущаться, а задуматься, о чем говорит художник. Да, очень резко. Но искусство не всегда должно доставлять только эстетическое удовольствие. Фабр «кричит» о том, что происходит в мире. Неуютно? Да, но вспоминайте о том, что происходит.
У меня на столе пачка протестов. Пишут как под копирку: «уберите Фабра из Эрмитажа» (это, дескать, «бескультурье»). Упрекают: как можно показывать это сейчас, когда страну взбудоражила история хабаровских живодерок. Именно сейчас это звучит особо. Ужасы характерны для нашего времени, как характерна и нетерпимость. В «крике» Фабра много глубокого смысла. Не хотите слышать, не слушайте. Он безупречен, точно останавливается на грани, за которой ужас и грязь.
Современное искусство − вызов. Провоцируя, оно заставляет людей задуматься. Этому надо радоваться, а не огрызаться. Если кому-то такое искусство не нравится или не все его понимают − это нормально». Отсюда.
Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа