Немецкий режиссер, композитор и театральный педагог Хайнер Гёббельс (Heiner Goebbels) рассуждает о сценическом искусстве. Мне близко его понимание искусства как такового. Особенно важную для меня мысль режиссера я выделил курсивом.
«Я думаю, в театре и опере необходимо избегать изображения очевидного. В моих работах очень редко присутствуют действующие лица, с которыми можно было бы себя отождествить, или сильные образы главных героев – крайне редко один актер или певец концентрирует на себе внимание всего зала. Присутствие, то есть то, что является определением театра, разделено между многими энергиями, силами, способами художественного выражения. Его выражением может быть присутствие звука или присутствие живых овец, или же это может быть присутствие двойного маятника (например, третий акт спектакля «Материя»). А когда на протяжении семи минут сцена пуста, это просто физическое отсутствие, которое мы разделяем со зрителями. Вид небытия, который я лично нахожу очень продуктивным, креативным, дающим шанс проявиться воображению зрителей.
Я начинаю с пространства и материи. Для меня очень важно принять пустую страницу, отбросить саму необходимость постоянно продуцировать идеи как концепт. Мне кажется, проблема режиссеров театра и оперы в том, что у них слишком много идей, которые накладываются друг на друга, и для зрителя не остается места. Считаю, что моя задача – создать пространство для воображения зала и не занимать это пространство своими собственными идеями. Да, мне нравится метафора пустой страницы, я думаю, мы должны признать ее существование, принять ее и уже потом тщательно подобрать ей наполнение.
Я работаю как художник, музыкант, композитор, звукорежиссер. Давайте поставим вопрос по-другому: в чем смысл музыки? Отдать право поиска смысла слушателю, а не попытка сделать какое-то утверждение. Существует множество различных мнений об одном музыкальном произведении, имеющем особое значение для каждого. Это качество, которое присуще музыке, часто встречается и в изобразительном искусстве. Работа Ротко – на такую картину можно смотреть на протяжении ста лет, и в конце концов вы не сможете сказать: все, теперь я ее окончательно понял. И я считаю недоразумением то, что театр, опера, сценическое искусство ограничиваются всего лишь констатацией объективной реальности, выражаемой только на сознательном языковом уровне.
Мне нравится, что традиционные театральные декорации обеспечивают сосредоточенность и концентрацию, потому что, если бы у нас была возможность гулять во время спектакля, выпивать и общаться с людьми, наш ум не был бы достаточно свободным. В то же время мне нравится называть свою постановку оперой, потому что, считая ее таковой, соглашаешься с тем, что жанр может измениться.
Новшества должны касаться не только изменений в звуке или в сюжете, – мне кажется, мы должны изменить саму структуру. Именно это превосходно воплощено в опере Луи Андриссена: по своей структуре она не является традиционной, то есть когда линейное повествование соответствует роли главного героя. В моих спектаклях часто нет сюжетного конфликта и как таковых диалогов между героями. Луи Андриссен выразился об этом забавно: «У нас есть сопрано, у нас есть тенор, но они не влюблены друг в друга, и нет баритона, который хотел бы им помешать».
Никакой другой вид искусства не находится под таким давлением учреждений, как театр и опера, они руководствуются тем, что было разработано сто пятьдесят лет назад. И нам не следует недооценивать усилия в попытках изменить эту структуру, что, по моему мнению, недостижимо в традиционном оперном театре при необходимости каждый вечер поднимать занавес.
Я считаю, что искусство имеет свойство отображать реальность в уме и восприятии зрителя, но когда вместо зрителя это делает сам художник – это уже трудно назвать искусством. Конечно, художник должен знать, что происходит, быть очень восприимчивым ко всем тенденциям, но главное, чем он обязан поделиться, – это свободой интерпретации: это право нужно предоставить зрителю. Если это не удается, художник не может воплотить смысл искусства». Полностью − здесь. Фото: © www.heinergoebbels.com.