Нервный поэтический «Образ»

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!   
К. Чуковский

книжки  Почему редакторы поэтических издательств такие нервные? Стоило мне задать в Фейсбуке конструктивный вопрос главреду издательства «Образ» Эду Побужанскому, как он не придумал ничего лучшего − и мгновенно удалился из друзей, попутно заблокировав мне доступ к своим публикациям. А вопрос мой состоял вот в чем. Как свидетельствует издательская статистика, сегодня сборники стихов не приносят доходов ни издательствам, ни авторам. Увы, эти сборники пользуются спросом лишь у самих заказчиков (то бишь − поэтов, или их родственников, которые издают книжки за свои кровные). Причем, это не мои домыслы, а выводы Эда, высказанные в комментариях его поста. Вопрос: получается, что издательство просто зарабатывает деньги непосредственно на поэтах, готовых заплатить 500-800 долларов, чтобы выпустить тираж, который заведомо не продается, не поступает на реализацию в магазины, да и по сути − нужен лишь самим авторам?

Безусловно, многие (особенно − начинающие) литераторы готовы пойти на эти траты: для престижа (ах, книгу напечатали!), для повышения самооценки, для подведения неких творческих итогов. Это, соглашусь, тоже немаловажно. Все-таки, это прекрасно, что сейчас любой графоман (без обид!) может за денежки выпустить плод своих многолетних терзаний: в издательстве текст грамотно сверстают, откорректируют, оформят и напечатают офсетным способом на хорошей бумаге. А потом − отдадут тираж автору. Для распространения среди друзей и родственников. На мой взгляд, это − имитация настоящей, честной издательской деятельности. А проще говоря − какой-то неловкий подлог…

Выводы? К большому сожалению, поэзия сегодня − крайне невыгодный «товар», если рассматривать ее с точки зрения издательского бизнеса. Но не стоит стесняться этого факта, и уж тем более − негоже редактору прятать голову в песок. В конце концов, Эд Побужанский мог бы для приличия сослаться на благородную миссию поддержки русской словесности, или уповать на подвижнический провещенья дух… Чего ж сразу прятаться-то? Стыдно, батенька.

P. S. Кстати, просто для справки: по данным ВЦИОМ и некоторых независимых агентств (H&P, СG), самым популярным жанром литературы на постсоветском пространстве сегодня является — классический историко-приключенческий роман. На втором месте «женский» и «иронический» детективы, на третьем − классические зарубежные детективы. Далее идут полицейские детективы, после них − различные «боевички» (не фантастика) и шпионские романы. Почетное шестое место − любовные романы, на седьмом − фэнтези. Завершают список научная фантастика и мистика. Поэзии в рейтинге нет вообще.

This entry was posted in Критика, Поэзия and tagged , , , , , , , , . Bookmark the permalink.