Памяти Олега Каравайчука

13 июня ушел из жизни Олег Николаевич Каравайчук (1927 − 2016) — выдающийся русский пианист и композитор, автор музыки к более чем ста пятидесяти документальным и художественным фильмам и спектаклям. Его музыку можно услышать в лентах: «Два капитана» (1955), «Поднятая целина» (1959), «Город мастеров» (1965), «Короткие встречи» (1967), «Мама вышла замуж» (1969), «Игрок» (1972), «Монолог» (1972), «Принц и нищий» (1972), «Женитьба» (1977), «Черная курица, или Подземные жители» (1980), «Шурочка» (1982) и других.

Олег Каравайчук, фото © karavaichuk.com

«Я принадлежу к тому типу ненормальных людей, которым ничего не мешает. Абсолютно. Мне не нужно благодати, чтобы куда-то выехать и там творить. Мне только нужно, чтобы вовремя нашлась какая-то бумажка, чтобы записал и потом вспомнил, вот это мне важно. Рихтер очень точно сказал про меня. Я ему играл, когда меня в консерватории замучили уже до конца. Он про меня знал от Нейгауза, что я невероятной интуиции был ребенок, и полемизировал в пять лет абсолютно гармонично с музыкой. Рихтер мне удивительное сказал: «я могу так играть в ударе, а ты – хоть с постели, хоть из гроба, хуже не сыграешь». Олег Каравайчук

Олег Каравайчук, фото © Музей современного искусства «Гараж»

Как и многие гениальные люди, в жизни Олег Николаевич отличался странными, порой экстравагантными поступками. Наверное, в пожилом возрасте его можно было отнести к разряду фриков, но за этой ширмой скрывался действительно уникальный мастер. Послушайте небольшую импровизацию на рояле в его исполнении. Несмотря на «академичность» музыкального содержания, я бы, все-таки, отнес эту запись к разряду джазово-импровизационной музыки. Возможно – и к перформансу тоже, поскольку музыкант играет с наволочкой на голове.

«Я надеваю на себя наволочку, чтобы внешний артистизм не соединяли с моей музыкой. Если у меня при этом будет открытое лицо, они мою мелодию по-другому воспримут. А мне важно, чтобы человек воспринимал не артиста, с гениальным артистизмом играющего гениально артистическую музыку, а чистые ноты». Олег Каравайчук

This entry was posted in Весь этот джаз, Музыка, Перформанс and tagged , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.