Обозначения на тиражной графике

В тиражной графике (эстампах) существует четыре основных способа нанесения изображения с формы:
1. Высокая печать (гравюра на дереве: обрезная и торцовая, линогравюра, гравюра на картоне).
2. Глубокая печать (офортные техники: игловой офорт, акватинта, лавис; пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).
3. Плоская печать (литография, монотипия).
4. Трафаретная печать (техника шелкографии, вырезной трафарет).

Приобретая авторскую тиражную графику на аукционах и в галереях, не все покупатели понимают смысл аббревиатур и специальных знаков в описаниях лота. А ведь эта культура маркировки сформировалась сотни лет назад и продолжает развиваться по сей день. Эксперт по технике и материалам художественной графики Валерий Силаев рассказывает, как расшифровываются основные символы и обозначения, встречающиеся на эстампах, а также – на что обращать внимание начинающему собирателю тиражной графики:

«Большинство покупателей эстампа знает, что, кроме обязательной проверки его подлинности, нужно обращать внимание на тираж и номер оттиска в тираже (например, 2/30). Но правда ли, что чем ближе номер к началу тиража, тем ценнее отпечаток? То есть 2/30 действительно более ценен, чем 18/30? Из-за физического износа печатной формы?

Я так не думаю. Как правило, в тираже все оттиски печатаются одинаково и различия между первым и тридцатым никакого нет. Во всяком случае, не должно быть. А желание иметь первый экземпляр происходит от амбиций — самолюбие потешить.

Кроме номера оттиска и размера тиража, на эстампе часто встречаются буквенные сочетания. Можем мы расшифровать основные из них?

Действительно, есть обозначения, которые стоят на каждом эстампе, другие попадаются время от времени или совсем редко. В самом сжатом виде краткий глоссарий по символам на графике будет выглядеть так:

А. Р. (англ.: Artist’s Proof) или Е. А. (фр.: épreuve d’artiste) Х/ХХ — авторские отпечатки, чаще всего нумеруются римскими цифрами;
Н. С. (фр.: hors de commerce) — оттиск вне тиража, не предназначенный для продажи;
Р. Р. или P/P (англ.: Proof by the Printer или Printer’s Proof) — один или два оттиска, оставляемые для печатника;
S. P. (англ.: State Proof или фр.: épreuve d’état) — контрольный оттиск вне тиража, для архива;
Multiple — тиражное издание;
BAT (фр.: bon à tirer или англ.: ready to print) — эталон для тиража;
Cancellation Proof — оттиск по окончании тиража, подтверждающий уничтожение изображения на печатной форме;
State 2 — состояние доски 2;
Trial I — пробный оттиск I.

Что означает «состояние доски 2»?

«Состояние доски 2» означает, что после печати определенного и оговоренного количества экземпляров эстампов (тиража) художник доработал доску, что-то изменил в ней, добавил и напечатал еще один тираж.

Что такое «пробный оттиск I»?

После изготовления печатной формы тираж начинают печатать не сразу, а сначала делают пробный оттиск. И он не всегда бывает идеального качества. Еще пробуют, ищут различные цветовые комбинации в эстампе (например, офорт может быть черного, красного, синего или любого другого цвета), его плотность, и когда находят этот идеальный вариант, то ставят ВАТ — печатать тираж нужно только так.

Считается, что графика вообще слишком требовательна к условиям хранения, особенно к освещению и влажности. Доходит до того, что люди ищут какие-то герметичные кофры для защиты от влажности и даже климатическое оборудование. Насколько это оправданно в городских условиях? В каком месте в квартире можно со спокойным сердцем повесить тиражную графику под обычным стеклом?

Печатная графика в отличие от оригинальной наименее требовательна к освещению и колебаниям температурно-влажностного режима. Тем не менее бумага есть бумага. Необходимо избегать прямого солнечного света и вешать графику так, чтобы на нее этот свет не попадал. Можно затемнять окна, но лучше всего повесить работу на ту же самую стену, где находится окно. Температура должна быть обычная, комнатная, а влажность около 50 % — все как для людей. Герметичные кофры нежелательны. Бумага должна «дышать» — она привыкнет к вашему домашнему климату. Если сухо, можно ставить банки с водой, аквариумы, а если влажно — постараться сделать воздух в комнате суше. Специальное климатическое оборудование стоит дорого, а эстампы в массе своей — это демократичный вид искусства.

Существует ли какая-то маркировка, позволяющая определить степень участия художника в изготовлении тиража: сам он стоял у станка или полностью поручил весь процесс мастерской? Сказывается ли это на цене?

Нет, такой маркировки нет. Правда, наши художники, которые сами печатали и травили камни для литографии, подписывали и называли такие эстампы автолитографией. Знаю, что ксилографию и линогравюру художники печатают сами, поскольку этот процесс не такой сложный. С офортом сложнее, но знаю, что в 1950–90-х годах авторы старались сами травить доски и печатать.

Какие сегодня существуют процедуры контроля тиража? Или этот вопрос остается исключительно на совести художника и мастерской? Чему стоит доверять покупателю?

У нас никакого контроля не существует, поэтому и оттисков бывает очень много. Я видел некогда знаменитые и популярные офорты, напечатанные авторами совсем с «лысых» досок — ужас! На западе все точно: написано 20 — значит, 20, и форма уничтожается.

Иногда тиражная графика продается в неудовлетворительном состоянии — например, с плесенью, такими черно-серыми точками. Насколько дорога процедура спасения такого предмета? И какой совет можно дать начинающему собирателю: связываться с такими экземплярами или сторониться их?

Плесень — это очень серьезно. Лучше совсем не покупать, а то всю коллекцию заразите. Черно-серые точки — это мертвая плесень, она выводится. Страшнее розовая плесень — она живая. Впрочем, чаще встречается не плесень, а фоксинг (лисьи пятна) — желто-бурые пятна на бумаге. Эти пятна бактериального происхождения, и они легко устраняются. Делать это должен профессиональный реставратор, и стоимость такой операции с эстампами (подчеркиваю: с эстампами!) невысока. Другое дело — подклейка разрывов, восполнение утрат (оторванных углов), дублирование, удаление жировых пятен и сложных пятен органического происхождения, ретушь. Это процессы длительные, вредные для здоровья реставратора, а потому и более дорогостоящие. Но как правило, мы стараемся при определении цены за работу исходить из ценности и стоимости эстампа. Иногда огорчает то, что за оформление произведения люди готовы заплатить намного больше, чем за его качественную реставрацию.

На что в целом стоит обращать внимание начинающему собирателю тиражной графики перед покупкой?

На то, насколько эта работа вам нравится и соответствует вашему бюджету. Больше никаких критериев нет и быть не должно». Отсюда.

This entry was posted in Коллекция, Творческая кухня and tagged , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.