Редкая запись 1950 года: два выдающихся саксофониста Чарли Паркер (Charlie «Bird» Parker) и Коулмен Хокинс (Coleman «Hawk» Hawkins) импровизируют вместе. Фигурально выражаясь, Птица и Ястреб пересеклись в полете. Однако, интересно понаблюдать за манерами их игры: стремительная и перенасыщенная нотами фразировка Паркера резко контрастирует с проникновенной и флегматичной задушевностью тенор-саксофона Хокинса. Мне игра последнего особенно близка. Для примера, рекомендую послушать пластинку 1959 года «Coleman Hawkins Encounters Ben Webster», на которой «Хок» сотрудничает с еще одним схожим по темпераменту саксофонистом – Бэном Уэбстером. Про Паркера же можно сказать только одно: непревзойденный новатор джазовой импровизации. Угнаться за водопадом его соло практически невозможно. Паркер рассказывал, что в одну из ночей 1939 года он играл «Cherokee» с гитаристом Уильямом «Бидди» Флитом. И внезапно ему в голову пришла идея о том, как можно разнообразить и расширить свои музыкальные возможности. Впоследствии это открытие стало наиболее значимой инновацией в джазе. Паркер понял, что используя все двенадцать звуков хроматической гаммы можно направить мелодию в любую тональность, что хотя и нарушало некоторые принципы привычного построения джазовых соло, но открывало новые перспективы для молодых исполнителей, увлекающихся быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на обыгрывании гармонии, а не мелодии. Таким образом, на смену эпохе свинга пришел новый стиль – бибоп. На видео также можно заметить замечательного барабанщика Бадди Рича, пианиста Хэнка Джонса и контрабасиста Рэя Брауна.
Два гения
This entry was posted in Весь этот джаз and tagged bird, Charlie «Bird» Parker, Coleman Hawkins Encounters Ben Webster, Coleman «Hawk» Hawkins, Бадди Рич, бибоп, Бэн Уэбстер, импровизация, Коулмен Хокинс, новатор, птица, саксофон, Чарли Паркер. Bookmark the permalink.