Новые работы неуловимого Бэнкси (Banksy) появились недавно во французском Кале, на территории крупнейшего в Европе лагеря беженцев из Сирии. Свою акцию художник обосновал неудовлетворительными условиями содержания людей в лагере и недостатком стройматериалов для жилья. Как известно, в 2016 году правительство Франции пообещало построить неподалеку от Кале новый лагерь на полторы тысячи человек, поскольку уже сейчас в городе находятся более пяти тысяч
нелегалов, стремящихся получить статус беженцев и право на въезд в Великобританию. Ранее Бэнкси отправил в Кале стройматериалы, оставшиеся после закрытия масштабного проекта «Dismaland». (Об этой выставке я писал в августе).
Одна из фресок Бэнкси изображает сооснователя компании «Эппл» Стива Джобса, волочащего мешок с пожитками и древний компьютер марки Macintosh 128. Таким образом художник решил напомнить, что Джобс сам родился в семье сирийского мигранта: «Мы считаем, что миграция истощает ресурсы страны, однако «Эппл» – самая успешная компания в мире, которая отчисляет в бюджет семь миллиардов долларов налогов, и все благодаря тому, что когда-то власти приняли молодого человека из Хомса». Вторая фреска обыгрывает сюжет знаменитой картины французского живописца Теодора Жерико «Плот «Медузы». Бэнкси показал группу людей на тонущем плоту и современный круизный лайнер плывущий у горизонта, подчеркивая этой несколько буквальной метафорой пропасть между богатой «цивилизованной» Европой и беднейшими странами Африки и ближнего Востока. Третья фреска говорит сама за себя: ребенок-беженец рассматривает в подзорную трубу туманные очертания британского берега, а на трубе уже примостился стервятник, ждущий свою добычу…