СМИ возбужденно обсуждают очередное «сенсационное открытие» реставраторов Третьяковской галереи, которые обнаружили, что под верхним слоем краски известного полотна Казимира Малевича «Черный квадрат» (1915), содержатся еше две цветные композиции и даже еле разборчивая авторская надпись. Сотрудник отдела научной экспертизы ГТГ Екатерина Воронина в интервью телеканалу «Культура» так прокоментировала это событие: «Было известно, что под «Черным квадратом» было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение – это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого вы видите в кракелюре, – это протосупрематическая композиция». Воронина также сообщила, что вместе со своими коллегами Ириной Рустамовой и Ириной Вакар ей удалось расшифровать надпись на «Черном квадрате», которая считается авторской: «Битва негров в темной пещере».
Мне кажется, что данное «открытие» выеденного яйца не стоит, поскольку ровным счетом ничего не добавляет к нашему пониманию или непониманию супрематического шедевра художника. Разве только прямой авторский диалог Казимира Севериновича с французским писателем и эксцентриком Альфонсом Алле, написавшим в 1882 году картину «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», позволит отнестись ко всему проекту Малевича с большей легкостью.
А по поводу многократного использования холста для картины, даже говорить смешно: это распространенная практика у многих живописцев, особенно экономных или нуждающихся. Если мы в будущем обнаружим в нижних слоях леонардовской «Джоконды» черный квадрат, позволит ли нам это делать далеко идущие выводы о живописи да Винчи? Уверяю вас, абсолютно никаких. Великие тоже были человеками и умели шутить…