Леонид Владимирский

  Немного есть художников-графиков, чьи работы знакомы буквально всем, кто родился и вырос в советское время и воспитывался на хороших детских книжках: русских народных сказках, произведениях А. С. Пушкина, Ю. К. Олеши, А. Н. Толстого, А. М. Волкова, Д. Родари. Одному из самых известных и популярных книжных иллюстраторов – Леониду Викторовичу Владимирскому сегодня исполнилось бы 95 лет. Он умер этой весной, немного не дожив до собственного юбилея, но персонажи его рисунков уже давно стали общепризнанной классикой, как в нашей стране, так и за рубежом. Леонид Владимирский родился 21 сентября 1920 года в Москве, закончил три курса Московского инженерно-строительного института, но с началом Великой Отечественной войны был призван в инженерные войска, ушел на фронт. Демобилизовавшись в 1945 году в звании старшего лейтенанта, Владимирский неожиданно для себя поступает на художественный факультет ВГИКа, и заканчивает его по отделению мультипликации. Его дипломной работой стал первый в истории института диафильм, после которого выпускника пригласили работать главным художником на студию «Диафильм», где им были созданы серии иллюстраций для десяти детских лент.

Так в 1953 году на свет появился знаменитый образ деревянного человечка в полосатом колпачке, созданный художником по мотивам сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В 1956 году издательство «Искусство» выпустило книгу с тем же названием, проиллюстрированную Леонидом Владимирским. С этого момента художник стал заниматься только книжной графикой для детей. В интервью, записанном в 2006 году, художник признавался: «…по-настоящему я проиллюстрировал все лишь три книги – «Приключения Буратино», «Волшебник Изумрудного города» и «Руслан и Людмила». Одного Страшилу я рисовал более 400 раз. Более 150 рисунков Буратино… Буратино я рисовал с дочери (ей тогда было 5 лет). Привязывал ей на веревочке картонный нос, и она мне позировала. Когда же ей стало 9 лет, она превратилась в Элли. Теперь рисую Буратино с детской фотографии внучки и даже с правнука, которому сейчас 5 лет. Потом, когда уже работал на студии «Диафильм», я узнал, что еще до войны готовился диафильм «Золотой ключик». Алексей Толстой написал к нему кадроплан (то есть покадровый текст), а художник Радлов уже рисовал Буратино. Но потом началась война, и работа была остановлена. Всего было три экземпляра текста, причем, один сгорел на «Диафильме», когда туда попала бомба, второй сгорел вместе с Домом художника. Только третий сохранился в архиве Литинститута. Я нашел его и сделал двухсерийный диафильм, а потом и книжку – с коротким текстом, для малышей, которые учатся читать.

Кстати, из-за популярности Буратино со мной часто происходили смешные ситуации. Так, однажды я решил принять участие в выставке «Художники – детям» и нарисовал большого Буратино. Показываю председателю жюри. Тот посмотрел и говорит: «Безобразие! Вы ведь взяли общеизвестный образ! А мы принимаем только уникальные работы. Вы что, не знаете?» Я ничего не ответил и ушел».

В 1959 году вышла в свет книга А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», все образы для которой нарисовал Владимирский. По данным Книжной палаты, это произведение переиздавалось в Советском Союзе и за рубежом более ста десяти раз, и всегда с иллюстрациями Леонида Викторовича, которые уже воспринимаются читателями разных поколений как канонические. Затем последовали продолжения: рисунки к книгам «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (1963), «Семь подземных королей» (1964), «Огненный бог Марранов» (1968), «Желтый Туман» (1970), «Тайна заброшенного замка» (1976-1982). Среди других работ художника – иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», к повести Ю. К. Олеши «Три толстяка», к «Приключениям Петрушки» М. А. Фадеевой и А. И. Смирнова, «Путешествию Голубой стрелы» Джанни Родари, сборникам «Русские сказки» и «Умная Марсела». Леонид Викторович рассказывал: «Простых персонажей нет и не может быть. Самыми удачными я считаю, конечно же, образы Буратино и Страшилы. А вот самым сложным для меня оказался образ Людмилы из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Это была моя дипломная работа. Людмила из сказки нравилась всем, вот я и решил, что и моя Людмила тоже должна всем нравиться. Вначале я рисовал девушек на улице, после чего показывал рисунки своим приятелям. Если хоть одному не нравилось – браковал. Так нарисовал девятнадцать Людмил. Потом решил, что хватит подлаживаться под чужие вкусы, нарисую такую Людмилу, которая понравилась бы мне самому. И нарисовал. Друзья посмотрели и сказали, что у меня плохой вкус, что это официантка из ресторана. И тогда я понял – нужно нарисовать такой образ, который понравился бы Александру Сергеевичу. Подумал – сделал. Поставил перед собой портрет Натальи Николаевны – и начал рисовать. Так и возникла грустная русская княжна. Кстати, этот вариант одобрили все мои приятели».

Кстати, Леонид Владимирский сам является автором двух сказочных повестей о похождениях своего любимого героя: «Буратино ищет клад» (1995) и «Буратино в Изумрудном городе» (1996). Еще в 1974 году за заслуги в области изобразительного искусства художник был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1996 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса детских читательских симпатий. Художник всегда был верен себе, своим зртелям и своему творческому призванию, неоднократно повторяя: «Никогда не рисую то, что мне не нравится, даже если денег совсем не осталось. Мне мой приятель говорит: «Я нарисовал 200 книг». Ну и что? А я за свои пятьдесят творческих лет нарисовал только двадцать книг, ну а если по-серьезному оценивать – только три. Зато их тиражи составляют больше двадцати миллионов».

This entry was posted in Графика and tagged , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.