Журнал «PostKlau» опубликовал в своем юбилейном, апрельском выпуске третью часть статьи Сергея Заграевского «Может ли возродиться российская художественная критика?». Вот только несколько выдержек из нее:
«…галерист и критик обычно требуют от художника абсолютно различных качеств: галерист – стабильности, критик – вдохновения, развития и творческих поисков. Критик никогда не будет воспринимать художника как цех по производству картин, галерист же – сплошь и рядом. Критик пытается формировать художественный вкус покупателя, галерист – всячески потакать любым капризам клиента, который «всегда прав». Так и получается, что денег на современном художественном рынке критикам взять неоткуда.
Есть еще одна причина того, что и профессиональные, и потенциальные художественные критики занимаются чем угодно, только не критикой. И похоже, именно эта причина стала воистину роковой. А состоит эта причина в том, что участники современного художественного рынка России слишком хорошо восприняли принцип западного пиара: «антиреклама» тоже является рекламой, и идейных и творческих оппонентов лучше вообще не упоминать, чем критиковать.
Анатолий Кантор в свое время писал, что критика должна отделять себя от рекламы. Но, к сожалению, сейчас любые упоминания в СМИ и Интернете, да и вообще все публичные упоминания в любом контексте воспринимаются как реклама: это еще один принцип западного пиара. Как можно ввести художника в контекст художественной жизни страны и мира, не упоминая его коллег, которые с точки зрения рынка являются конкурентами? Да никак. Для этого художника придумываются многочисленные восхваления, перечисляются исключительно позитивные биографические факты вроде «награжден тем-то», «провел столько-то выставок», «картины находятся в таких-то коллекциях», в лучшем случае отмечается, что «ученик такого-то», но разве это можно назвать контекстом художественной жизни страны и мира? И разве это можно назвать художественной критикой?
Если объективная, авторитетная, научно обоснованная художественная критика в России не сможет возродиться, то наша эпоха рискует вообще выпасть из истории русского изобразительного искусства. Ведь никто не сможет объективно описывать и анализировать происходящие в стране художественные процессы, открывать публике молодые таланты, порождать истину в спорах… На что тогда будут опираться потомки, составляя мнение об искусстве нашего времени? На собственный вкус, который сформируется неизвестно когда и непредсказуемым образом? На рыночную стихию, выносящую наверх непредсказуемые имена безо всякой оглядки на историю искусства?
Пока еще основу современного искусства России составляют «старые запасы» – художники, получившие от критиков «путевку в жизнь» еще во времена советской власти и в «золотое десятилетие». Но если без художественной критики пройдет еще двадцать-тридцать лет, то что нас ждет тогда? Стихийный и непредсказуемый рынок? Повсеместное торжество принципа оценки на уровне «нравится – не нравится»? Ценообразование в зависимости не от имени художника, а от материала и размера произведения? Низведение великого русского искусства до уровня сувениров? Не дай Бог». Источник