Сегодня в Великобритании скончался Джек Брюс (Jack Bruce), певец и бас-гитарист легендарных Cream. Когда-то у меня была мысль написать очерк о «неизвестных» героях рока, тех музыкантах, чьи амбиции и талант заслуживали куда большего признания, чем они получили при жизни, но которые, увы, так и остались в тени своих более известных и харизматичных партнеров по группе. Речь, например, идет о таких персонажах, как клавишник The Doors Рэй Манзарек, бас-гитарист и органист Led Zeppelin Джон Пол Джонс, гитарист-виртуоз Рэй Бьюкенен, «невидимый» клавишник The Rolling Stones – Иен Стюарт, или недооцененный фронтмен «Сливок» – Джек Брюс. Я намеренно и с определенной поправкой говорю – «недооцененный», ибо трудно быть лидером в трио, где на гитаре играет сам Эрик Клэптон, а по барабанам молотит такой гуру, как Джинджер Бейкер. Но фронтменом группы продюсеры хотели видеть именно Джека Брюса, постоянно выдвигая его в центр событий, и самое обидное – Джек Брюс тоже этого хотел. Но не всегда получаешь той доли популярности, которой заслуживаешь по праву. Таков закон шоу-бизнеса. Внешне Cream была мегауспешной концертной супергруппой, просуществовавшей всего около двух лет и выпустившей за это время четыре классических альбома. Из них я до сих пор слушаю только один – «Disraeli Gears» (1967). Обидно, что и петь и играть на басу Джек Брюс действительно умел отлично, причем гораздо лучше, чем многие другие энтузиасты британской рок-сцены. Композиторский талант у него тоже присутствовал, ведь именно Брюс написал лучшие песни группы, значительная часть которых была создана в сотрудничестве с поэтом Питом Брауном. К сожалению, внутренние разногласия и амбиции каждого из членов группы неминуемо привели к распаду Cream.
В семидесятые и более поздние годы, музыканты распавшегося коллектива участвовали в различных проектах, иногда индивидуально, иногда объединяясь друг с другом (особенно Брюс и Бейкер), но громкого успеха в сольной карьере достиг только Эрик Клэптон, как известно. Правда, у Джека Брюса и Джинджера Бейкера в лихие девяностые все же случился один великолепный, даже я бы сказал – выдающийся альбом, записанный совместно с Гэри Муром. (Думаю, старички хотели в чем-то повторить успех шестидесятых, и это им в определенной степени удалось). Этот одноразовый проект музыканты обозначили аббревиатурой BBM (по начальным буквам фамилий участников), а сам альбом назывался «Around The Next Dream» (1994). Всем любителям энергичного ритм-энд блюза и хард-рока настоятельно рекомендую. Кстати, эта запись демонстрирует, каким сильным, и в тоже время романтичным вокалом обадал Джек Брюс. Да и роль бас-гитары, как аккомпаниирующего инструмента, еще в шестидесятые годы была сильно пересмотрена именно благодаря таким исполнителям, как он. (По словам английского журналиста Джереми Паскаля, «до Брюса понятия «басист» и «изобретательность» были несовместимы»). Очевидно, однако, что импровизационная школа бас-гитары (контрабаса) возникла еще в 50-60 годы, когда отдельные виртуозы джаза успешно солировали на этом инстументе, выдавая невероятные пассажи. Позднее эта традиция получила свое развитие и в рок-музыке. Неслучайно Cream были внесены в тенденциозный список «100 величайших исполнителей всех времен и народов» авторитетного журнала Rolling Stone. Тогда же, в своем посвящении группе Cream бывший бас-гитарист Pink Floyd Роджер Уотерс написал: «И еще у них есть Джек Брюс – вероятно, самый одаренный в музыкальном отношении басист из всех когда-либо живших на земле».