Король фламенко

  Вчера остановилось сердце выдающегося испанского гитариста-виртуоза, Пако де Лусии (Paco de Lucía), музыканта, который фактически олицетворял собой стиль фламенко в международной музыкальной культуре. Еще известный эссеист и историк испанского фольклора Феликс Лара Гранде поэтически писал о его творчестве: «Музыка Пако де Лусии проникнута мужеством, порывистым страданием и драматическим спокойствием. В гитаре Пако кружатся воспоминания далекого прошлого, которые не засыпают никогда».

Настоящее имя Пако де Лусии – Франсиско Санчес Гомес (Francisco Sánchez Gómez), но по традиции, музыканты фламенко практически никогда не выступают под своими «паспортными» именами. Псевдоним гитариста состоит из двух частей: уменьшительного – Пако (от Франсиско) и имени матери — Лусия, имевшей португальские корни. Пако де Лусия родился в 1947 году в Альхесирасе (испанская провинция Кадис), в многодетной семье. Мальчик фактически вырос с гитарой в руках: в пять лет, по инициативе отца взял ее в руки и терпеливо начал осваивать замысловатые аккорды народных андалузских мелодий. Уже в 12 лет он завоевал приз на конкурсе артистов фламенко, а с 16 лет – начал профессиональную карьеру, аккомпанируя в группе танцора фламенко Хосе Греко. В 19 лет гитарист записал свой первый сольный альбом. Будучи самоучкой, все свои партии Пако осваивал на слух, до 44 лет не зная ни нот ни музыкальной грамоты, что не помешало ему записываться и выступать с выдающимися профессионалами. Благодаря своей эмоциональной и выразительной манере игры, гитарист значительно расширил горизонты того местечкового фольклорного явления, каким было фламенко до него. Так называемое «новое фламенко» в исполнении Пако де Лусии, стало популярно среди музыкантов других направлений, и прежде всего среди исполнителей джаза и стиля «фьюжн». Особую известность получили два проекта гитариста – студийный альбом «Passion, Grace and Fire» и концертная запись «Friday Night in San Francisco», записанные с двумя другими виртуозами гитары — Джоном Маклафлином (John McLaughlin) и Элом Ди Меолой (Al Di Meola). В чем-то Пако де Лусия был новатором стиля: он превосходно играл как классическое, так и современное фламенко, но при этом легко синтезировал его с бразильскими ритмами, классикой и популярной музыкой.

Рассказывая о корнях своего искусства гитарист признавался в одном из интервью: «Фламенко – это, безусловно, цыганская культура; что-то такое, научиться чему нельзя. Неизвестно, откуда пошло само название. Но это всегда был такой довольно общий способ выражения их чувств, желаний, страсти. Я вырос в обществе цыган и впитал в себя, в некотором смысле, их образ жизни.

Когда цыгане сделали остановку на пути из Индии в Европу, они «впитали» местную музыку и интегрировали ее в свою собственную. Поэтому стили цыганской музыки Восточной Европы и Испании так различаются. В Испании в те времена у власти были мавры, поэтому во фламенко можно услышать сильное арабское влияние. Ритм и пение также сильно отличается от восточноевропейской цыганской музыки.

То, что дает силу и энергию моей манере игры, заключено в самом факте существования фламенко. Если бы не было фламенко, не было бы и меня».

This entry was posted in Музыка and tagged , , , , , . Bookmark the permalink.