В декабрьском номере журнала «Клаузура» опубликована очередная статья Ольги Несмеяновой из цикла «Беседы о реализме» - «Заблудшие в реализме: эпоха Возрождения». Очень советую почитать это всем. Зачем? А вот зачем: как показывает жизненная практика, огромное количество людей, весьма культурных даже, просто не понимают, что такое «реализм» в живописи, представляя под этим понятием, что кому заблагорассудится. Вот лишь несколько цитат для затравки:
«В глазах многих людей Возрождение является образцовым периодом, пиковой точкой искусства, расцветом реализма, прорывом, достижением идеала изобразительности. Часто приходится слышать, как люди сетуют – мол, вот были же художники, которые умели рисовать реалистично, все как надо, как живое… Можете не сомневаться, что вы тут же услышите имена титанов Возрождения Леонардо да Винчи и Рафаэля, в работах которых как раз реализма и не было.
Эта тенденция – тащить все, что угодно в реализм – действует и поныне, она чрезвычайно популярна, деструктивна и вредна. В результате мы имеем, что в представлениях людей реализмом стали считать не только Возрождение, но и китч, и современные салонные работы, работы прерафаэлитов, Бугро, Говарда и пр., сюрреализм и откровенно профанный культпродукт бытового назначения, – дырку в обоях закрыть, – в общем ВСЁ. Это привело к тому, что реализм у многих вызывает ненависть, является знаком безвкусия, а теоретики мирового уровня (напр. Клемент Гринберг «Авангард и китч», 1939) ставят реализм синонимом китча».