Российская история по Акунину

  Сегодня, в «день великого покоя» («тайан» по японскому календарю), в день гарантирующий любому начинанию максимальное благоприятствование, писатель Борис Акунин выпустил в продажу свою новую книгу «История Российского государства. Том I». Еще ранее автор предупредил своих читателей, что труд этот не будет похож на его обычную приключенческую беллетристику, а представляет собой последовательную историю Руси от древних истоков и до наших дней. Каждый том (их планируется не менее восьми), состоит из историческо-документального раздела и нескольких художественных повестей или рассказов, действие которых происходит в описываемую эпоху. К слову, с «фандоринской» темой данные опусы совершенно не связаны. Книга выходит одновременно в трех вариантах: в добротном полиграфическом издании, отпечатанном в итальянской типографии и снабженном цветными иллюстрациями; в электронном формате и в виде аудиокниги (текст читает Александр Клюквин). Сегодня же Борис Акунин объяснил концепцию «Истории» на страницах своего блога в ЖЖ:

«Эту большую, на десятилетие, работу я затеял не ради заработка. (Зачем было бы утруждаться? Штамповал бы себе по накатанной трассе приключения Эраста Фандорина – публика довольна, издатели тоже, рука пишет сама, голова отдыхает). Тут вот что.

С течением времени меня все больше завораживала моя страна, которая, в зависимости от внешних событий и моего внутреннего состояния, казалась мне то равнодушной каменной бабищей, то Царевной-Лебедь, то злобной Бабой Ягой, то потерявшейся в лесу Красной Шапочкой, а то и вовсе вертлявым Янусом: сегодня повернется бакенбардом Александра Сергеевича, завтра – усом Иосифа Виссарионовича. Наверное, это так и должно быть – чтобы собственная страна вызывала сильные чувства, но не до такой же степени разновекторные, говорил себе я.

Много лет я ломал голову: свой я здесь или чужой (всегда хватало желающих напомнить мне про нерусскую фамилию); уезжать в блаженное далеко или оставаться; пытаться что-то изменить или не соваться с суконным рылом в калашный ряд. Постепенно я пришел к сознанию, что сначала нужно понять, а потом уж решать. А загадочных стран не бывает, бывает дефицит знаний и недостаточно высокий IQ. Еще я понял, что Карамзин был прав, когда назвал свой труд так, как он его назвал. Ключ к пониманию страны России – в истории созданного ею государства. Оно – хребет, на котором тысячу с лишним лет держится эта плоть и дает пристанище загадочной (или не загадочной) душе.

У меня сложное отношение к нашему государству – даже не к нынешнему, которое, в конце концов, всего лишь крупица в этих песочных часах, – а к Российскому Государству во всей его исторической глубине. Такое ощущение, что оно беспрерывно находилось в конфликте и войне с собственным населением: притесняло его, мучило, обездоливало. Я решил пройти по всей траектории, с самого начала, и проверить, правда ли это. (Написал только первый том и уже вижу: нет, неправда. Не беспрерывно).

Кроме того, при всей либеральности взглядов, я видел, что российское государство обладает феноменальным запасом прочности, позволившей ему провести страну через множество тяжелейших испытаний. В чем секрет этой живучести? Это тоже очень хотелось (и хочется) понять.

 <…> А я вот не знаю, куда меня вынесет моя история к восьмому тому. В этом смысле я со своими читателями на равных. Я, собственно, и есть прежде всего читатель: читаю все, что есть; пропускаю через левое полушарие головного мозга; фильтрую, сортирую, раскладываю по главам и разделам, а потом показываю вам. Стараюсь не навязывать собственных выводов. Вдруг вы придете к другим?

Конечно, я заранее знаю, что мое сочинение многим не понравится. Историкам – потому что моя «ИРГ» им не нужна, они и так все знают. (Один из моих ученых рецензентов так и написал: мол, все это славно, но зачем было утруждаться, пересказывать общеизвестные вещи?). Тем, кто читает акунинские книжки для развлечения, – потому что ничего развлекательного в моем повествовании они не найдут. Блюстителям-охранителям будет мерещиться идеологическая засада, фига в кармане и покушение на авторитет высочайше одобренного Единого Учебника Истории. Ну и, конечно, найдутся любители обидеться за Державу или за нацию. За этими-то не заржавеет. Выдернут что-нибудь из контекста, пойдут кликушествовать. И черт бы с ними. Меня интересует реакция нормальных читателей. Я уже вовсю работаю над вторым томом, но не выпущу его, пока не изучу отклики на первый».

Полностью пояснения автора – здесь. Купить или заказать первый том акунинской «Истории Российского государства. От истоков до монгольского нашествия» можно здесь. А уж выводы — потом, после прочтения…

This entry was posted in Книги, Общество and tagged , , . Bookmark the permalink.