Поль Синьяк

В этот день, 150 лет назад, родился Поль Синьяк (Paul Signac), один из виднейших представителей французского неоимпрессионизма. В конце XIX века импрессионизм, как целостное явление, уже распадался, и каждый из художников-новаторов стремился обрести свою собственную манеру в живописи. Поль Синьяк начал писать картины приблизительно в 1882 году, не имея никакого систематического художественного образования, и подражая находкам ведущих импрессионистов своего времени, прежде всего – работам Клода Моне.

Через два года Синьяк уже дебютировал на выставке «Общества независимых художников», где познакомился с молодым живописцем Жоржем Сёра, вместе с которым он впоследствии разработал и развил технику пуантилизма (точечного мазка). Хотя, как показало время, строгая система пуантилизма, придуманная Сёра, сковывала Синьяка. Поль не обладал ученостью своего коллеги, и его рисунки не выглядели столь изысканными. Жанровые композиции и портреты Синьяка 1880-90-х годов кажутся надуманными, но уже тогда природные виды удавались ему куда в большей степени. В ранних работах художника раскрывается его склонность к декоративным эффектам контура и цветового пятна, но в отличие от безлюдных ландшафтов Жоржа Сёра, в пейзажах Синьяка часто можно заметить фигурки людей.

По мнению искусствоведов, талант художника полнее всего раскрылся на морском побережье средиземноморской Ривьеры. Постепенно и красочная точка в его картинах вырастает до размеров крупного мазка. В начале XX века Синьяк увлекся византийскими мозаиками и стилем арт-деко, отчего многие его работы начинают приобретать вид праздничного декоративного панно. В 1899 году Поль Синьяк выпустил книгу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», которая стала сводом правил для художников нового направления. Наблюдения за цветовыми эффектами живописец отмечал и в своем дневнике: «Несколько лет тому назад, я тоже старался доказать научными экспериментами, что эти синие, желтые, зеленые (цвета) существуют в природе. Теперь я просто говорю: я пишу так, потому что, по-моему, такой подход дает самый светлый и самый красочный эффект, и мне нравится писать именно так». В духе эпохи модерна Синьяк даже начал давать своим произведениям музыкальные названия: «адажио», «аллегро»и т. п. При этом, будучи пейзажистом, художник предпочитает работать в мастерской, делая на пленэре лишь беглые зарисовки и акварели. Может быть, именно по этой причине, некоторые полотна Синьяка кажутся слишком условными, перегруженными и стилизованными.

К счастью, живопись Поля Синьяка получила признание еще при его жизни, а сам автор умер в 1935 году, в возрасте 71 года, кавалером Ордена Почетного Легиона и авторитетным классиком французского искусства.

This entry was posted in Живопись and tagged , , , , . Bookmark the permalink.