Брюзжание о современном кино

  Последнее время в кино я хожу не реже, а наверное даже чаще, чем в девяностые годы, но каких-то крупных, этапных картин просто не наблюдаю. То есть — не вижу таких фильмов, которые цепляют, запоминаются, откладываются где-то внутри, корябают душу и не дают заснуть. Вот интересно, почему так получается? Хваленый «Артист» Мишеля Хазанавичуса вообще не произвел на меня никакого впечатления — пустое, одноразовое кинцо. «Хоббита» (часть 1) еле высидел до конца, при всей своей симпатии к Толкиену и Питеру Джексону. «Джанго освобожденный» – сделан прилично, но кроме нескольких камерных сцен с Вальцем и Лео Ди Каприо, пересматривать там практически нечего: стандартный тарантиновский набор специй и ингредиентов. «Великий Гэтсби», при всей масштабности вложений и фееричности постановки — отложился в сознании ровно настолько, чтобы через неделю я мучительно пытался вспомнить — что же именно я смотрел в прошлую субботу в кинотеатре? Можно, конечно списать этот факт на рано развивающийся склероз, но почему тогда «Форрест Гамп» двадцатилетней выдержки, практически от первого до последнего кадра стоит перед глазами? Или у Земекиса есть собственный рецепт долгоиграющего кино? Почему одни фильмы не утрачивают своей актуальности десятилетиями, а другие забываются после первого же просмотра? Может быть дело в том, что основная тенденция всего мирового кинематографа сегодня – гнаться за сиюминутной (именно сиюминутной!) прибылью, производить что-то модное, красочное, эффектное и поражающее воображение, но при этом пустое, бессмысленное и одноразовое? Всех этих «Мстителей», «Пиратов Карибского моря», «Железных человеков», «Людей Икс»?

  Хотя, ради справедливости отмечу, что и в коммерческом кино мне в этом году кое-что понравилось. Причем, речь идет даже не о широкоформатном фильме, а о телесериале. Это, идущий с 2010 года на американском канале HBO криминальный сериал «Boardwalk Empire» (в русском переводе «Подпольная империя»). Запоем посмотрел три сезона – просто великолепная постановка, игра актеров и подход к такому, казалось бы, приниженному жанру, как телесериал. В общем – рекомендую. Из отечественных релизов отмечу только две недавно вышедшие в прокат картины — «Легенду № 17» Николая Лебедева и «Гагарин. Первый в космосе» Павла Пархоменко. Фильмы неплохие, но, к несчастью, страдают все той же голливудской болезнью гламурного мифотворчества.

   Наверное только немногим режиссерам известен рецепт «долгоживущего» кино. Спилберг однажды так сказал о своем подходе к производству фильмов: «Я не всегда думаю об аудитории. Когда я ставлю историческую драму, я даже не надеюсь, что кто-то придет ее смотреть. Так что в некотором смысле это освобождение. Я просто должен рассказать историю с предельной аккуратностью и не беспокоиться о недостатке драматизма, который нужен, чтобы заставить зрителей выпрыгивать из кресел. Так я чувствовал себя с «Амистадом» (1997), со «Списком Шиндлера» и теперь, когда ставлю «Линкольна». Но когда я снимаю такую картину, как «Тинтин», я сам— зритель и делаю фильм для себя, сидящего в зале. Когда я делаю «Индиану Джонса», я сижу в зале, а не за камерой. Понимаете, что я имею в виду? На «Списке Шиндлера» я ни на секунду не задумывался о зрителе, поскольку не ждал этого зрителя из-за темы фильма. Но я, к счастью, ошибался. Куда больше людей прислушалось, чем я мог ожидать. Вот так это у меня работает».

This entry was posted in Кино, Критика and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink.