Марк Захаров о свободе и обществе

  Художественный руководитель театра «Ленком», режиссер Марк Анатольевич Захаров рассуждает о проблемах нашего общества, пресловутой творческой свободе и деньгах. Полностью интервью опубликовано в журнале Millionaire.ru. Приведу из него лишь наиболее интересные, на мой взгляд, выдержки:

Марк Анатольевич, в чем видите нравственные и моральные ориентиры для общества сегодня?

Возвращение к тем ценностям, которые были поруганы в 1917 году. Я считаю, что у России был накоплен огромный духовный, экономический, идеологический потенциал, который был прерван в своем развитии на более чем 70 лет. Оглядываясь назад в историю, понимаете, что это было скорее стечение обстоятельств, чем воля одной группы людей. Очевидно, Россия к тому времени очень перегрелась, в демографическом вопросе, как это ни странно звучит. Сейчас в России проживает около 140 миллионов человек, а по расчетам Вернадского, к сегодняшнему дню в нашей стране, если бы не случились события 1917 года, должно было бы проживать около 500 миллионов. По-моему, нет ничего ужаснее для страны, когда ее власти целенаправленно истребляют собственный народ, когда ставится цель уничтожить генофонд нации – как было в России в XX веке. Если бы России дали те 20 лет спокойствия, о которых говорил Столыпин, приступая к своим реформам, то к сегодняшнему дню она стала бы, пожалуй, одной из сильнейших держав в мире (оставив далеко позади Китай). Я считаю, что все духовные ориентиры современный человек должен черпать для себя из того времени и той жизни, ход которой был нарушен революцией.

Кто мог бы стать героем нашего времени?

  Настоящий герой нашего времени – это тот, кто сможет построить счастливую семью. Вырастить здоровых детей и дать им хорошее образование – это то, что, на самом деле, сделать значительно труднее, чем освоить какое-нибудь ремесло или реализоваться в профессии. Семья – это то, что должно оставаться стержнем для людей, поэтому так высоко ее значение. Особенно сегодня, когда в нашей стране наблюдается такой духовный и культурный спад…

Вам пришлось работать как во времена строгой цензуры сверху, так и в наше время вседозволенности. Где творилось лучше?

  Свобода – тяжкая ноша. Да, ушел цензурный аппарат, но пришли экономические проблемы: если вы хотите творить сегодня, то единственное, что вас может сдерживать, – это финансовая сторона вопроса. Сегодня совсем другое время: информационный переизбыток, насыщенность зрелищами, – этого же всего не было. Нельзя скорбеть, что раньше поэты собирали стадионы, не то, что сегодня. Сегодня мы вынуждены конкурировать со всем миром, исчез «железный занавес» – вот что поменяло жизнь. Опыт нашей страны показал, что без рыночных отношений жить невозможно.

Как вы полагаете, человек творчества должен быть немного голодным?

  Когда я еще работал в театре Сатиры, у меня перед глазами развертывался конфликт между великим русским артистом Анатолием Папановым и моим другом, очень близким для меня человеком, тоже большим артистом Андреем Мироновым. Поначалу Папанов был очень скептически настроен по отношению к Андрею. Папанов воевал; в тридцатиградусный мороз под Москвой останавливал немецкие танки; спал в чистом поле, когда дежурит часовой, и каждые полчаса его вместе с другими солдатами поворачивали на другой бок, чтобы он не замерз; он хлебнул очень много горя, был тяжело ранен. А у Андрея какие были неприятности? Как говорил Папанов, холодный кофе и черствое пирожное. Он не испытывал никаких лишений, голода… Ну, Александр Сергеевич Пушкин тоже хорошо питался: в лицее кормили хорошо, и дома – прилично. Тем не менее, он пропустил через свое сердце все боли и радости русского народа. Я не хочу сравнивать Миронова с Пушкиным, но в одном уверен абсолютно: ваш социальный статус и ваш достаток существуют параллельно вашему дару (если он у вас есть). Миронов оказался человеком с очень богатым нутром, любвеобильным и со страдающим сердцем и душой; он сумел донести многие сложности, горести и радости человеческие, не переживая при этом никаких материальных лишений. Не обязательно, чтобы создать iPhonе, до этого голодать, быть бомжом и жить где-то под землей. Деньги, конечно, могут развратить, но я не считаю, что это какая-то тотальная угроза.

Что хотели бы сказать вашим потомкам?

  Чтобы они больше не восхищались Сталиным. Брали бы пример с Германии, которая не прославляет Гитлера (хотя он был выдающейся личностью: поднял экономику, ликвидировал безработицу, строил дороги, до 1942 года умел диктовать свою волю Европе). Я бы хотел, чтобы русские люди преодолели те химеры, которые разъедают их сознание.

This entry was posted in Театр and tagged , , , , . Bookmark the permalink.