Если бы мне пришлось выбирать какое-то одно произведение из творческого наследия Сальвадора Дали, — произведение, в котором, в полной мере сконцентрировались различные стороны его беспокойной натуры, – то это, безусловно, было бы полотно «Ловля тунца», написанное мастером в 1966-67 годах. Дело даже не в том, что оно отражает наилучшим образом личность и мифологию самого Дали. На мой взгляд, в этой огромной картине (размер – 3 на 4 метра), наиболее полно и ярко отразился весь кровавый, интересный и насыщенный событиями ХХ век, со всеми его войнами, кризисами общественной жизни, политическими переворотами, открытиями в науке и искусстве. Это не просто «картина маслом», а эпическая метафора столетия, переполненного смертью и насилием. Образы рыбаков, с профессиональным равнодушием убивающих огромных сверкающих рыбин, выполнены с фотографической безупречностью. Пусть вас не смущает вся эта, якобы эллинистическая бойня, напоминающая античный бой гладиаторов. Это полотно о мире, участниками и очевидцами которого все мы являемся. Психологически цивилизованный человек мало изменился за тысячелетия исторического существования. В нем те же самые страхи, комплексы, инстинкты и желания, что всегда присутствовали в людях испокон веков. И даже «Герника» П. Пикассо – признанный образчик антивоенного и антифашистского искусства, – производит на меня куда меньшее впечатление. Ну… может быть, не меньшее, но другое. Не настолько универсальное, что ли…
«Ловля тунца» – это не только демонстрация ритуального убийства, вселенской пляски смерти. Это еще и сконцентрированный в одном произведении синтез художественных течений и находок. Можно заметить, что Сальвадор Дали попытался совместить в одной работе приемы сразу нескольких различных направлений – от свойственных ему манипуляций с классической и салонной традицией (от Рафаэля до Мейссонье), до элементов выполненных в стилях поп-арт, оп-арт (optical art), ташизм, психоделика. В этой картине чувствуется даже влияние кинематографа, как одного из важнейших для идеологического воздействия (по мнению Ленина), явлений прошлого века. Сюрреализм Дали вместил все эти признаки столетия в единое целое, лишний раз доказав умение живописца шагать в ногу со временем. Таким образом, художник сумел передать зрителю все многообразие эмоций от этой пьянящей бойни: страдание, ярость, боль, красоту плоти и сладкую радость насилия. И пусть нас не обманывают фигуры участников действа, так напоминающие античных титанов или мускулистых героев фресок Микеланджело, ибо они куда резче и достовернее придают событиям полотна вневременное значение, делают миф универсальным.
P.S. Полотно Сальвадора Дали «Ловля тунца» в настоящее время находится в коллекции фонда Поля Ришара на острове Бендор (Франция).