Театру нужен лидер

  Многие российские театры в последнее время испытывают самый настоящий кризис. Можно вспомнить плачевную репертуарную ситуацию в некогда легендарном «Театре на Таганке», возникшую после скандального ухода из него Юрия Любимова, или недавние криминальные разборки, связанные с Большим театром. Что же творится за кулисами прославленных театров? На эту тему рассуждают режиссер Александр Белинский и художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев. Тексты основаны на двух интервью, опубликованных газетой «Известия» 11 февраля и 1 мая 2013 года. Режиссер Александр Белинский:

  «В Большом театре сейчас происходит что-то несусветное — такого не было уже очень давно. Это лишний раз доказывает, что параллельно с прекрасным директором Анатолием Иксановым театру нужен художественный руководитель с непререкаемым авторитетом. Не имея такого человека, Большой зашел в тупик. Сегодня там нет ни настоящего главного дирижера, ни главного режиссера, ни главного балетмейстера. Это нонсенс — ничего подобного при Григоровиче и Лавровском происходить не могло.

  Не стоит винить во всем Иксанова, он замечательный директор, которому недостает лишь авторитетного худрука. Простой пример: кто руководил московским Художественным театром? Наверное, все-таки Станиславский и Немирович-Данченко, а не Савва Морозов, правильно? Вот и ответ.

  Кто был последний главным дирижером Большого театра? Юрий Симонов. Разве это фигура после Самуила Самосуда и такого режиссера, как Покровский? Я думаю, что после развала Советского Союза статус театра сильно упал и сейчас он продолжает опускаться. Ведет всё это к полнейшему нравственному развалу.

  Чтобы исправить ситуацию, на мой взгляд, нужно как можно скорее назначить нового балетмейстера и главного дирижера такого масштаба, как Темирканов. Всё зависит от правильного руководства, а безвластие всегда порождает хаос. При Гергиеве же в Мариинском театре ничего подобного не происходит. С Николаем Цискаридзе я не знаком и никак к нему не отношусь. Я не знаю его как художественного деятеля и не уверен, что он может руководить балетом Большого театра. Знаю только, что Сергей Филин относится к нему отрицательно, ну и Ратманский покинул страну отчасти из-за конфликта с Цискаридзе. Меня лично это очень настораживает.

  Трагедия, случившаяся с Сергеем Филиным, — это чудовищная, неправдоподобная история, отвечающая криминогенной атмосфере во всём государстве. Это страшный симптом болезни всего нашего общества.

  Сегодня в Большом нет достойных спектаклей и все премьеры (о которых я слышал и которые видел) вызывают лишь скепсис. Вы только подумайте — в Большом театре премьера «Мойдодыра»! Где это видано? За последнее время не были ни одной достойной балетной премьеры. Большой театр стал тем, чем он стал, из-за многолетнего отсутствия полноценного художественного руководства, но ошибочно полагать, что это трагедия только главной сцены страны. В России так же отсутствует авторитетный художественный руководитель. Ведь кто такой наш министр культуры? Откуда его взяли? Я его не знаю и не представляю, куда он может направить нашу культуру».

Дирижер Валерий Гергиев:

   «-Мне кажется, что все проблемы Большого, или Мариинского, или «Метрополитен-оперы», или любого другого театра обычно бывают связаны с отсутствием яркого лидера. А является ли этот лидер дирижером, генеральным менеджером или режиссером — это уже вопрос отдельно взятых стран, городов, театров. В нашей стране и Большой, и Мариинский находятся в относительно новой ситуации. Большой театр вновь обрел историческое здание. Мы все еще абсолютно комфортно чувствуем себя в историческом здании, но сами, по своей инициативе обзавелись шикарным концертным залом и открываем еще один театр. Это вызов для нас. Для Большого, наверное, возвращение на историческую сцену ― тоже вызов. Они тоже должны на вызовы отвечать. Я, кстати, всегда сопереживал Большому.

- Ослабление Большого в каком-то смысле выгодно Мариинскому?

- Если вы посмотрите на реальное положение музыкально-театральной России в мире, то, как бы ни поднимались театры в регионах (чего я искренне желаю своим коллегам ― им труднее, чем нам), это всегда будет полет огромной птицы, у которой два крыла, Большой и Мариинский. И когда одно крыло подбито, хуже всем. Задолго до нас, во времена Чайковского, Мусоргского, когда подрастал мальчонкой Стравинский, уже были два театра-гиганта. Да, столица была в Петербурге. Да, она переместилась в Москву. Но театры не зависели только от местоположения царя. Так исторически сложилось, что у нас две культурные столицы. В Великобритании одна, во Франции одна, а у нас две. В Германии Берлин и Мюнхен последние сто лет умудряются немножко возвышаться над остальными городами ― в этом плане Германия похожа на нас. Плохо для нас другое: у нас нет своих Кельна, Штутгарта, Дрездена, Дюссельдорфа, Лейпцига.

- И не появятся?

- Потенциально они должны появиться в Новосибирске, Екатеринбурге, Перми. Вот в Пермь, например, пришел губернатор-меценат, тут же появились деньги. Много хорошего, но рядом и настораживающие сигналы: от одних деньги забирают, другим отдают. Один коллектив ослабляет другие. Как в Москве: появился оркестр Плетнёва, потом другие оркестры. Но они ведь не на пустом месте возникли ― они ослабили своим появлением некогда супер укомплектованные – Большой театр, Госоркестр. Кончилось трагедией: мы потеряли Евгения Светланова. Михаил Швыдкой его просто уволил. И тут нечем хвастать перед миром — таких дирижеров-то не сыщешь.

- Как вы думаете, трагедия, произошедшая с Сергеем Филиным, могла бы случиться в Мариинском?

- Не могу ничего сказать, потому что я человек немножко суеверный. Хотел бы верить, что нет. Это совершенно ужасная история. И стыд, и позор, и жаль очень человека, который пострадал, и есть тому причины. Связаны они далеко не с искусством — скорее всего, с переделом сфер влияния в продаже билетов. Все решают деньги, алчность, жадность — беспредельный, граничащий с криминальным аппетит ловкачей, зарабатывающих рядом с гигантскими организациями с мировой репутацией».

Источники: статья А. Белинского, интервью с В. Гергиевым
This entry was posted in Театр and tagged , , , , , , , , . Bookmark the permalink.