Stan Getz

  В этот день, отмечаемый также в Америке, как День Сурка, – на свет появился известный джазовый музыкант Стэн Гетц (Stan Getz). Настоящее имя этого талантливого белого тенор-саксофониста — Стэнли Гаецкий. Он родился в Филадельфии 2 февраля 1927 года, в еврейской семье, эмигрировавшей в 1903 году с Украины. (Кстати, как много все-таки джазовых имен подарили миру выходцы из России! Вспомним две моих предыдущих джазовых заметки: о Дэйве Брубеке (одна из его бабушек родом из Белоруссии) и Ронни Скотте (отец его имел русско-еврейские корни). Стэн Гетц с раннего детства занимался музыкой: в школьные годы осваивал виолончель и контрабас, а с двенадцати лет обратился к саксофону, в игре на котором он быстро достиг значительных результатов, что позволило подростку даже выступать с городским оркестром, в которой, естественно, брали только лучших музыкантов. Сложный и непоседливый характер Стэнли не позволял ему долго засиживаться на одном месте: в 1943 году юноша сбежал из дома и присоединился к диксиленду Джека Тигардена, но уже на следующий год – перешел в оркестр Стэна Кентона, с которым не только гастролировал, но и участвовал в радиопрограммах. Едва досигнув девятнадцатилетнего возраста, Стэн Гетц женился на певице Беверли Берн, которая родила ему впоследствии троих детей. Вмести с Беверли музыкант выступал в коллективе Ренни Брукса, а позднее организовал в Голливуде и собственное свинговое трио. К сожалению, Стэн Гетц еще в подростковом возрасте пристрастился к алкоголю и наркотикам (это было бедой очень многих джазменов). В 1954 году он даже пытался ограбить аптечный магазин, чтобы раздобыть себе дозу морфия. Дабы избавиться от наркотической зависимости, Гетц перебрался в Европу, поселившись в Копенгагене. В 50-60 годы саксофонист играл в многочисленных оркестрах, как филармонического джаза, так и с собственными группами, исповедующими modern-jazz и стиль cool. В 1962 году он вмести с Чарли Бёрдом записал пластинку «Jazz Samba», в которой впервые обратился к эстетике босса-новы. С этого момента бразильская музыка стала неотъемлемой частью творческих поисков Стэна Гетца. Ну и конечно, самой знаменитой работой саксофониста стал альбом «Getz/Gilberto» (1963), записанный с Антонио Карлосом Жобимом (гитара) и певицей Аструд Жилберто. Даже люди далекие от джаза, наверняка слышали наиболее популярную тему с этой пластинки — «The Girl From Ipanema» (Девушка из Ипанемы). В 1956 году Гетц вторично женился. На этот раз его избранницей стала шведская аристократка Моника Силфверскёлд, с которой он прожил потом тридцать один год и родил еще двоих детей. За свою долгую исполнительскую карьеру Стэн Гетц сотрудничал с разными джазовыми музыкантами и коллективами, достаточно назвать лишь несколько имен: пианист Оскар Питерсон, баритон-саксофонист Джерри Маллиган (альбом «Getz Meets Mulligan In Hi-Fi» (1957) – один из моих любимых), Гари Бёртон, Луис Бонфа, Билл Эванс, Чик Кориа. Стэн Гетц скончался 6 июня 1991 года в Малибу от рака печени. На мой взгляд, этот саксофонист, наряду с Полом Дэзмондом, входит в число наиболее лиричных джазовых исполнителей. Звучание его тенор-саксофона всегда отличала особая сочность и густота тембра, за что коллеги даже дали музыканту прозвище – «The Sound». А его убедительная манера импровизации органично сочеталась с проникновенностью и мастерской техникой исполнения. Под статьей я разместил фотографию двух компакт-дисков Стэна Гетца из моей джазовой коллекции. Слева: альбом «Stan Getz & Bill Evans» (1963) – шедевр «белого» джаза, записанный с выдающимся пианистом Биллом Эвансом, и ремастированное «де-люкc» издание альбома «Getz/Gilberto» (1963), о котором я писал выше.

This entry was posted in Весь этот джаз and tagged , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.