Архитектура из бумаги

  Прежде чем представить заказчику готовый проект архитектурного сооружения, многие дизайнеры и зодчие воспроизводят его в виде миниатюрного макета из бумаги или пластика. Обычно это позволяет градостроителям «привязать» масштаб и внешний вид будущего строения относительно окружающего ландшафта и спланировать его инфраструктуру. Упрощенным видом архитектурного моделирования является киригами. Киригами — это по сути разновидность оригами, в котором бумага не только складывается, но и при необходимости разрезается. Работы в технике киригами позволяют делать макеты, кажущиеся трехмерными только с определенного ракурса. Однако американка Кристина Лихан (Christina Lihan) решила превратить эту прикладную область деятельности в самостоятельный вид творчества, доведя его до уровня произведения искусства. Здесь не очень подходит термин – «бумажная архитектура», ибо в профессиональной среде так принято называть утопические, или не очень продуманные макеты, остающиеся невыполнимыми. Наоборот, работы Кристины Лихан поражают зрителя своим филигранным мастерством и тщательностью исполнения. Но к «бумажному творчеству» она пришла не сразу. Кристина родилась в творческой семье — ее мать была преподавателем рисования и художницей, а отец – искусным мастером краснодеревщиком. Кристина с детства любила работать с деревом и бумагой, вырезая из них сложные и причудливые узоры. По окончании школы она поступила на архитектурный факультет университета штата Вирджиния, который закончила со степенью бакалавра, после чего решила продолжить образование в Нью-Йорке. Получив степень магистра Колумбийского университета, девушка отправилась на стажировку в Чехословакию, где изучала монотонные жилые застройки, относящиеся к наследию градостроительства эпохи победившего социализма. Два года Кристина Лихан провела в Париже, работая архитектором и упиваясь богатством классической архитектуры исторической части города, затем стажировалась в проектных бюро Италии, Англии и Южной Флориды. К сожалению, даже такая заманчивая профессия, как архитектор, включает в себя некоторые негативные стороны. Заказчики не всегда склонны рассматривать свежие креативные идеи, склоняясь к скучным стандартным проектам. Устав от рутины, молодая художница решила дать волю своей фантазии, и сотворила объемный барельеф из бумаги, используя для работы угольный карандаш, акварель и острый нож, которым обычно пользуются дизайнеры. Начиная с 2004 года, Кристина сделала десятки разнообразных архитектурных моделей из бумаги, среди которых как реальные исторические здания, так и плоды ее творческого воображения. Эти работы поражают прежде всего иллюзорной глубиной перспективы и вниманием к мельчайшим подробностям изображаемого сооружения, будь то Тадж-Махал, Эйфелева башня или современный гостиничный комплекс. Очевидно, что столь тонкая и кропотливая работа требует не только хорошего навыка работы руками, но и долгой и внимательной практики зарисовки сложных зданий, мостов, городских памятников. Для создания одного такого макета, художница предварительно делает подробный эскиз углем, который затем используется в качестве шаблона для резьбы. Все детали художница вырезает вручную из акварельной бумаги, а затем сгибает, фальцует и регулирует бумажные слои, стараясь добиться наиболее точной передачи объектов в пространстве. Из нескольких таких слоев, местами подкрашенных акварелью, формируется объемная структура будущего изделия. Глубина бумажной модели может достигать от пяти до пятнадцати сантиметров, а само произведение помещается в специальный теневой бокс, цель которого – придать работе большую глубину и выразительность. Архитектурные шедевры Кристины Лихан достаточно популярны на родине, постоянно участвуют в выставках дизайна и архитектуры (например в Design District в Майами), служат предметами коллекционирования. Другие работы этой талантливой американки можно увидеть на ее персональном сайте: www.lihanstudio.com

This entry was posted in Архитектура, Дизайн and tagged , , , , , , , . Bookmark the permalink.